Достаточно часто у организаций, занимающихся осуществлением перевозок, а также у организаций, оказывающих сопутствующие услуги (например, транспортно-экспедиционные), возникает вопрос: каким образом максимально обезопасить груз и свести к минимуму свою ответственность по данному виду обязательств. Первым правовым средством для этого, конечно же, выступает страхование грузов. Однако это тоже далеко не всегда является панацеей.
В зарубежных странах уже давно и достаточно основательно разработан правовой институт страхования ответственности. Однако в правовой системе России данный институт пока не занял соответствующее место.
В зависимости от основания возникновения ответственности существует два вида гражданско-правовой ответственности: договорная и внедоговорная.
Договорная ответственность наступает при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, вытекающего из заключенного договора (п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации). При нарушении обязательства, вытекающего из других оснований, наступает внедоговорная ответственность. Такая ответственность устанавливается в случаях причинения вреда личности или имуществу физического или юридического лица. Например, вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 15 и 1064 ГК РФ).
Страхование в Российской Федерации регулируется в настоящее время Гражданским кодексом РФ (глава 48), а также рядом федеральных законов, например, Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации).
При страховании ответственности за нарушение договора (договорной ответственности) объектом страхования является интерес, связанный с возможной ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора.
В соответствии с частью 1 статьи 932 Гражданского кодекса РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом.
В настоящее время законом установлена возможность страхования договорной ответственности таможенных перевозчиков (ст. 94 Таможенного кодекса РФ), таможенных брокеров (ст. 140 Таможенного кодекса РФ) и некоторых других видов деятельности, а также профессиональной ответственности, например, профессиональной ответственности нотариусов (ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате).
Считается, что статья 249 Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает возможность страхования ответственности перевозчика по договору морской перевозки, однако прямого указания на такую возможность нет (в КТМ РФ говорится лишь о том, что объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, в частности, ответственность судовладельца). Однако косвенным образом КТМ РФ дает возможность застраховать ответственность перевозчика, говоря о том, что в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, страхование связанного с торговым мореплаванием всякого имущественного интереса, в том числе на территории Российской Федерации, по выбору судовладельца может осуществляться у российского страховщика, имеющего лицензию, полученную в установленном законом порядке, или у иностранного страховщика.
Также считается, что и Воздушный кодекс РФ (статья 134) устанавливает обязательное страхование ответственности за неисполнение перевозчиком договора перевозки, однако в данной статье говорится об ответственности за утрату, повреждение или порчу груза, то есть фактически за причинение вреда имуществу, а не об ответственности за неисполнение обязательств по договору перевозки.
Однако в настоящее время законом не предусмотрена возможность страхования договорной ответственности ни для перевозчика, ни для экспедитора.
Косвенно для экспедитора есть возможность застраховать свои имущественные интересы, связанные с обязанностью возмещения ущерба, который может быть причинен клиенту и третьим лицам вследствие физической гибели или повреждения имущества, заключив со страховой компанией договор страхования своей гражданско-правовой ответственности (См., например, постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.02 № 4299/01).
В международной экспедиторской практике экспедитор обязан страховать свою ответственность, однако в Российской Федерации на сегодняшний день экспедитор не может использовать механизм страхования ответственности.
Следовательно, возможность судебного взыскания страхового возмещения крайне мала (См., например, Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 26.03.2007 № 2819/07, в котором говорится о том, что при наличии договора страхования ответственности экспедитора требования, предъявляемые клиентом к экспедитору, могут быть переадресованы к перевозчику, по вине которого произошла утрата или повреждение груза).
Значит, заключение такого договора с российской страховой компанией невозможно. Договорную ответственность можно застраховать в иностранной страховой компании, однако для страхования имущественных интересов российских организаций иностранная страховая компания должна быть зарегистрирована в качестве российского юридического лица и иметь лицензию, полученную в соответствии с законодательством РФ.
Страхование ответственности в этом случае экспедитора будет основываться на положениях об ограниченной ответственности экспедитора при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой экспортно-импортных и транзитных грузов, которые, в свою очередь, основаны на единообразных правилах, разработанных ФИАТА (Международная федерация ассоциаций транспортных экспедиторов) и широко применяемы во многих странах.
Страховать свою ответственность выгодно и нужно тем организациям, которые занимаются транспортно-экспедиционной деятельностью в процессе осуществления международных перевозок грузов, но только в иностранных страховых компаниях.