Процедура проведения закупок для государственных и муниципальных нужд включает в себя ряд этапов, каждый из которых строго формализован. Это неслучайно – ведь речь идет о бюджетных средствах, которые должны расходоваться разумно и исключительно на благо общества.
Основные положения, касающиеся проведения процедуры закупки, содержатся в так называемом Законе о контрактной системе (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ). Однако нередко участники закупок сталкиваются с «противодействием» со стороны государственного заказчика, организатора торгов и т.д.
Чаще всего это выражается в некорректном описании предмета закупки, необоснованной детализации его характеристик, отклонении заявки на участие в процедуре торгов, установление излишних требований к самим участникам торгов.
Способы защиты прав при проведении торгов
На сегодняшний день существуют два основных способа защиты своих прав при проведении торгов:
- обращение в органы контроля (по закупкам для федеральных нужд это Федеральная антимонопольная служба (ФАС)),
- обращение в суд.
При этом наиболее эффективным способом восстановить свои права и пресечь незаконные действия государственного заказчика, организатора торгов и т.д. является обращение в антимонопольную службу. Причиной этому являются сроки рассмотрения жалобы (пять рабочих дней с момента поступления), а также срок исполнения предписания антимонопольного органа (при удовлетворении жалобы) – до двух недель.
Сроки же рассмотрения дела в арбитражном суде значительно больше: общий срок рассмотрения дела составляет два месяца с момента принятия заявления к производству, еще месяц предоставляется для обжалования вынесенного судебного акта, в случае подачи жалобы — срок ее рассмотрения также достигает двух месяцев.
Порядок рассмотрения жалоб антимонопольным органом
Обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа и т.д. возможно в том случае, если они нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обязательным является включение в текст жалобы следующих сведений:
— наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения – если жалоба подается юридическим лицом,
— фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства – если жалоба подается физическим лицом,
— почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются,
— почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, лица, подающего жалобу,
— указание на закупку,
— указание на обжалуемые действия,
— доводы жалобы.
К жалобе в обязательном порядке прикладываются документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.
Общие сроки подачи жалобы:
— обжалование действий (бездействия) допускается не позднее чем через десять дней с даты размещения протокола, которым завершается работа комиссии на информационном сайте закупок;
— жалоба на положения документации о закупке может быть до окончания установленного срока подачи заявок;
— жалоба на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанные с заключением контракта, подается не позднее даты заключения контракта.
Особые сроки обжалования установлены при проведении закупок в форме электронного аукциона, в частности:
— жалобу на действия (бездействие) можно подать не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона;
— если обжалуемые действия совершены при рассмотрении аукционной комиссией вторых частей заявок – обжаловать их можно до момента заключения контракта.
Срок рассмотрения жалобы в случае ее принятия к рассмотрению составляет пять рабочих дней с момента ее поступления в контролирующий орган.
Защита прав в судебном порядке
Здесь также возможны две формы обращения:
- заявление об оспаривании действий или бездействия (срок для обжалования – три месяца с момента, когда лицу стало известно о нарушении своего права);
- исковое заявление об оспаривание торгов (срок давности – один год с момента проведения соответствующих торгов).
Одновременно с подачей иска рекомендуется подать заявление об обеспечении заявленных требований, обычно это запрет на заключение и исполнение контракта.
В самом заявлении (исковом заявлении) в суд необходимо указывать конкретные благоприятные последствия для заявителя (истца) в случае удовлетворения требования. К таким последствиям можно отнести: заключение контракта с заявителем, а не с иным лицом, допуск заявителя к участию в торгах и т.д.
Реестр недобросовестных поставщиков
В Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (РНП) вносятся данные об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о лицах, контракты с которыми расторгнуты по решению суда или по решению заказчика, принятого им в одностороннем порядке. Информация вносится не только о самих участниках закупок /поставщиках, но и об их учредителях. Срок, на который лица включаются в РНП, составляет три года.
Последствия включения лиц в РНП довольно серьезные: в течение трех лет ни само лицо, признанное «недобросовестным поставщиком», ни его учредители не смогут участвовать в закупках, проводимых для государственных или муниципальных нужд.
Следует помнить, что включение в РНП не происходит «автоматически». Решение по данному вопросу принимается по результатам заседания комиссии, на котором участник торгов/поставщик имеют право присутствовать и заявлять свои доводы.
Содействие при обращении в Федеральную антимонопольную службу и в суд
По вопросам составления, подачи жалобы, искового заявления в суд, участия в заседании Комиссии антимонопольной службы или представления интересов в суде Вы можете обратиться в Адвокатское Бюро «Гестион», наши специалисты будут рады оказать Вам помощь в отстаивании Ваших интересов.