Изменение определенного государственным или муниципальным контрактом срока выполнения работ или оказания услуг

Picture of Дрючина Алёна Владимировна
Дрючина Алёна Владимировна
Адвокат адвокатского бюро «Гестион»

В связи с частым возникновением ситуации, когда исполнителям предлагается к заключению государственный или муниципальный контракт, правовое регулирование которого определено главой 37 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), срок выполнения работ или оказания услуг по которому априори не может быть соблюден вследствие объективных причин, представляется необходимым разобраться, возможно ли будет исполнителю уже после подписания контракта снять с себя ответственность за несоблюдение сроков или изменить установленный контрактом срок исполнения работ или оказания услуг.

1. Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ

1.1. Общие правила возможного изменения условий договора

Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ. И именно на изменение обстоятельств пытаются ссылаться попавшие в рассматриваемую ситуацию исполнители, подавая в суд заявление о понуждении к изменению условий государственного или муниципального контракта в части сроков выполнения работ и оказания услуг.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Однако, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). А судебная практика в подавляющем большинстве случаев делает вывод о недопустимости по общему правилу изменения существенных условий государственного или муниципального контракта, к которым относится, в том числе, срок выполнения работ или оказания услуг. К тому же, для действия ст. 451 ГК РФ чаще всего не исполняется условие о том, что исполнитель не мог заранее, до подписания контракта, предвидеть необходимость большего срока на исполнение обозначенных в контракте работ или услуг при должной степени заботливости и осмотрительности.

1.2. Основания к изменению в связи с уменьшением финансирования

Согласно пункту 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ или услуг, определенных контрактом, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ и оказания услуг. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом. При этом «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2017 г., подтверждает, что, если не выполняются условия об изменении объема соответствующего финансирования, стороны не могут дополнительным соглашением к контракту изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте.

Так как приведенные формулировки отсылают нас к специальному законодательству о закупках, либо к контракту, рассмотрим возможные основания к изменению сроков, вытекающие из них.

2. Основания к изменению в соответствии с законодательством о закупках

2.1. Основания из части 1 ст. 95 44-ФЗ

Положениями части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

  1. если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
    1. при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
    2. если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
  2. если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
  3. если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  4. если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
  5. изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  6. в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
  7. в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

В указанной статье применительно к рассматриваемой ситуации интерес представляет лишь первый пункт, отсылающий к контракту. Поэтому надлежит обращаться к тексту самого контракта. К сожалению, чаще всего контракт не предусматривает возможности изменения сроков, однако, подробнее об основаниях к изменению условия о сроках, вытекающих из контракта, рассмотрим далее.

2.2. Основания из части 1.1 ст. 95 44-ФЗ

Часть 1.1. статьи 95 Закона № 44-ФЗ, предусматривающая возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу указанного Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, утратила силу с 01.01.2017. В связи с этим применительно к контрактам, заключенным после указанных сроков, указанное правило рассматриваться не может.

3. Основания к изменению из контракта

Часто в тексте государственных и муниципальных контрактов можно встретить формулировки примерно следующего содержания: «изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в случаях, предусмотренных законодательством, а именно: условия изменения цены контракта при изменении объема работ, изменение объема работ не более 10 % и уменьшение выделенных бюджетных средств.

Понятие существенных условий контракта Законом № 44-ФЗ специально не определено. Следовательно, являются ли условия контракта существенными, должно определяться исходя из норм ГК РФ, на положениях которого, в том числе, основывается и Закон № 44-ФЗ, о чем провозглашено в части 1 ст. 2 закона 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Судебная практика признает, что нормы закона № 44-ФЗ срок исполнения обязательств по контракту относят к существенным условиям государственного (муниципального) контракта.

Таким образом, сроки выполнения работ могут быть изменены только в установленных пунктом 1 статьи 767 ГК РФ, 751 ГК РФ и статьи 95 Закона № 44-ФЗ случаях, что при отсутствии перечисленных оснований (например, уменьшение бюджета или снижение объемов работ) снова не подпадает под рассматриваемую ситуацию, когда исполнитель может сослаться только на то, что установленные контрактом сроки физически невыполнимы вследствие объективных, от исполнителя не зависящих причин.

4. Судебная практика

Анализ судебной практики позволил обратить внимание на свежее (кассация имела место в декабре 2017 г.) и близкое к рассматриваемой ситуации дело № А29-13849/2016, где исполнитель, ссылаясь на статьи 10, 166, 168 ГК РФ, положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), считал, что заказчик, зная о нормативных сроках строительства, злоупотребляя своим положением, неправомерно включил в аукционную документацию и в контракт заведомо невыгодное условие о сроках строительства, уменьшенных в три раза по отношению к проектным срокам.

Дело было рассмотрено в трех инстанциях, на каждой из которых суды подтверждали неправомерность требований исполнителя по изменению сроков выполнения работ по муниципальному контракту (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.12.2017 г. по делу № А29-13849/2016). При этом суды исходили из следующего:

Заключенный контракт подпадает под правовое регулирование части 1.1 Федерального закона № 44-ФЗ и подпункта «б» пункта 3 Правил № 191, устанавливающих возможность изменения срока выполнения работ в связи с существенным изменением обстоятельств.

Подрядчик, являющийся профессионалом в сфере строительства, на стадии проведения торгов, предшествующей заключению контракта, имел возможность оценить с учетом надлежащей степени заботливости и осмотрительности реальность установленного срока выполнения всего перечня работ. Несоответствие проектных решений реалиям строительства, условиям местности является при строительстве допустимым риском.

Контракт заключен подрядчиком по итогам конкурсных процедур, истец был заблаговременно ознакомлен с конкурсной документацией и проектом контракта, содержащего сроки выполнения работ, им выражена воля на заключение контракта на предложенных условиях, действуя без принуждения и в условиях конкурентной среды, принял на себя обязательство по выполнению согласованного объема работ в установленный срок, при этом в период проведения конкурса доказательств того, что истец обращался к лицу, разместившего закупку, за какими-либо разъяснениями положений конкурсной документации, касающихся сроков выполнения работ, в материалы дела не представлены.

Кроме того, несмотря на четкое определение сроков исполнения контракта в проектной документации, истец от участия в конкурсе не отказался, заключил контракт на данных условиях. Подписывая контракт на выполнение работ в указанный в контракте срок, подрядчик фактически, как профессиональный участник рынка, взял на себя риск просрочки выполнения работ.

Временная невозможность исполнения обязательств подрядчиком, в том числе в связи с действиями заказчика, не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г.).

Апелляционный суд указал, что приведенные истцом обстоятельства подлежат установлению и оценке в случае рассмотрения иска о привлечении подрядчика к гражданско-правовой ответственности в связи с нарушением сроков выполнения работ.

Фактически суды не признали возможность изменения сроков по уже заключенному муниципальному контракту, но указали, что исполнители не лишены права пытаться уменьшить применяемую к ним меру ответственности за просрочку выполнения работ, ссылаясь на обстоятельства заведомой неисполнимости установленных контрактом сроков.

Для того, чтобы ссылки на обстоятельства заведомой неисполнимости были обоснованными, исполнителю следует запастись документальными подтверждения как самих обстоятельств, так и подтверждением направления заказчику официальных писем с указанием на заведомую неисполнимость сроков. Не лишним будет запастись и подтверждением обращения исполнителя до заключения контракта к лицу, разместившего закупку, за разъяснениями положений конкурсной документации, касающихся сроков выполнения работ.

5. Альтернативы поведения в сложившейся ситуации

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 716 ГК РФ при обнаружении обстоятельств, которые создают невозможность завершения работы в срок, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу.

Пунктом 1 статьи 719 ГК РФ установлено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).

Подрядчик вправе приостановить выполнение работ при таком нарушении заказчика, которое объективно препятствует подрядчику выполнять работу, при этом приостановление производства работ влечет продление срока выполнения работ на срок их приостановления.

Однако, приведенный альтернативный способ поведения в рассматриваемой ситуации представляется сомнительным с практической точки зрения. Ведь обычно исполнитель заинтересован в выполнении работ и оказании услуг в соответствии с условиями контракта и последующем получении денежных средств за исполнение контракта. А если заявлять о приостановке, то, вероятно, работы так и не смогут быть завершены/услуги не будут выполнены в полном объеме, что влечет за собой неполучение оплаты.

6. Общий вывод

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта, каковым является срок выполнения работ и оказания услуг, приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Чаще всего других оснований изменения, по причине невыгодности их указания для заказчика, в контракте не имеется, а приведенные в контракте пункты повторяют положения 44-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации, когда срок выполнения работ или оказания услуг определен контрактом первоначально не соответствующим реальным возможностям к его соблюдению, обстоятельства, связанные с необходимостью увеличения сроков выполнения работ по уже заключенному контракту, как бы исполнитель их ни называл и ни ссылался на злоупотребление положением со стороны заказчика, не подпадают под случаи, когда законодательством (и общим ГК РФ, и специальным согласно 44-ФЗ) допускаются изменения существенных условий государственного (муниципального) контракта, в том числе, в части изменения сроков выполнения работ или оказания услуг.

В рассматриваемой ситуации по сути единственным реально применимым на практике, на что остается возлагать надежды в случае последующего обращения заказчика в суд за взысканием с исполнителя неустойки за просрочку исполнителем сроков выполнения работ или оказания услуг, является ссылка на обстоятельства заведомой неисполнимости установленных контрактом сроков с целью снижения применяемой к ним меры ответственности за просрочку.

Поэтому исполнителю до подписания контракта, в котором срок представляется невозможным к соблюдению, несмотря на возможные уверения заказчика о возможности последующего изменения сроков, стоит подумать дважды и заранее оценить прибыльность исполнения такого контракта с обязательным учетом размера неустойки и штрафов за просрочку.

Оцените эту страницу!
[Всего: 0 Средний: 0]

Смотрите также:

Без пирамид 1100% годовых

Без пирамид 1100% годовых

Без пирамид 1100% годовых. Такую неустойку может получить экс-дольщик от задержавшего уплату застройщика. Человек заключил договор долевого участия в строительстве

Подробнее ➔

Поделиться

VK
Skype
WhatsApp
Telegram
Email
Print

Остались вопросы по услугам?

Отправьте свои контактные данные. Менеджеры свяжутся с вами при первой возможности и проконсультируют об услугах, которые могут быть полезными в Вашей, возможно, уникальной ситуации. Мы очень внимательно относимся к каждому клиенту и приложим все усилия, чтобы решить проблему. Также Вы можете позвонить на бесплатную линию по номеру 8-800-555-83-25 и задать интересующий вопрос.

Не обязательно

Получайте регулярную рассылку публикаций и новостей от компании «Гестион»

Отправляя эту форму, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Рейтинги и достижения

Рейтинг RAEX Гестион
Право ру рейтинг Гестион
Коммерсант рейтинг Гестион
Деловой Петербург рейтинг
White square journal рейтинг Гестион
BUHRaiting Гестион
Прокрутить вверх

Заказать обратный звонок

Специалист ответит в рабочее время:
ПН-ЧТ: 10:00 - 19:00
ПТ: 10:00 - 18:00

Также Вы можете позвонить на бесплатную линию по номеру 8-800-555-83-25 и задать интересующий вопрос.