08.08.2017 года ФНС РФ опубликовала письмо № ГД4-14/15554@. Этот документ объявил о первой реорганизации реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, он запретил региональным ИФНС самостоятельно изменять его и выдавать справки о том, что ИП/юрлицо является малым бизнесом. Наша новая статья расскажет более подробно об этих изменениях.
Первое обновление списка
10 августа текущего года ФНС России впервые обновила перечень субъектов малого и среднего предпринимательства. Обязательность процедуры предусмотрена законом № 209-ФЗ. Центральный аппарат налоговой службы актуализировал реестр: внес данные о новых ИП и юрлицах, исключил информацию о прекративших работу субъектах, уточнил виды деятельности предпринимателей и компаний, исправил ошибки и неточности.
Запрет региональным инспекциям вносить изменения в реестр без согласования с ФНС РФ
За прошедший год сложилась определенная практика работы с реестром. Так, территориальные налоговые органы зачастую произвольно вносили изменения в ЕРСМСП, не опираясь при этом на реальные данные. В результате в реестре появились компании, которые явно не относятся к малым предприятиям. Поэтому с 10 августа этого года ФНС РФ ограничил полномочия региональных инспекций в данной сфере. Теперь все изменения возможны только после их согласования с центральным аппаратом ФНС в Москве.
Соответствующие поправки будут внесены и в Регламент программного обеспечения, обрабатывающего обращения в процессе ведения реестра.
Запрет на выдачу справок
Одновременно Федеральная налоговая служба запретила инспекциям выдавать справки о том, что ИП, НКО или коммерческая организация является малым бизнесом. Не является секретом тот факт, что крупные корпорации, а также многие муниципальные и государственные учреждения зачастую требуют от поставщиков дополнительные документы. Это, конечно, является нарушением закона. Но бизнес старается не обращать внимания на эти «трудности». Тем более что требуемые бумаги легко и просто получить. В частности речь идет о справке из ИФНС о том, что исполнитель является субъектом малого (среднего) предпринимательства.
В результате фискальные органы массово выдавали подобные документы. Причем их получали не только ИП и юрлица, но и некоммерческие организации. Что вообще является нонсенсом. Ведь закон не считает НКО субъектами малого и среднего бизнеса. Да, многие из них ведут коммерческую деятельность и активно участвуют в госзакупках. Например, частные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования и автономные некоммерческие организации осуществляют обучение и переподготовку водителей, младшего медицинского персонала, проводят специальную оценку условий труда, помогают освоить рабочие профессии, обучают охране труда и так далее.
Поэтому, если представители заказчика не могли найти в реестре конкретную НКО (а найти её было в принципе невозможно) или коммерческую компанию, то они, как правило, направляли их в ИФНС за справкой.
Потенциальный исполнитель обращался в налоговый орган. Последний же без проблем выдавал требуемый документ. С 10.08.2017 года эта практика прекращена. Региональные ИФНС больше не оформляют такие справки.
Краткий анализ указаний ФНС РФ
Запреты ФНС на самостоятельное внесение территориальными органами изменений в реестр и выдачу справок легко укладываются в действующее законодательство.
Так, ст.4.1. Закона № 209-ФЗ четко указывает, что ведение ЕРСМСП осуществляется только федеральным органом, то есть ФНС России. Локальным нормативным актом, она передала эти полномочия территориальным ИФНС. И введя теперь процедуру согласования изменений, центральный аппарат ФНС РФ просто реализует часть своих полномочий. Не более того.
Что же касается запрета на выдачу справок, то законодательство их вообще не предусматривает. Уже тот факт, что госзаказчики требуют представить подобный документ из ИФНС — нарушает закон. Да и фискальные органы не имеют права выдавать справки. Для подтверждения принадлежности к субъектам малого или среднего предпринимательства достаточно одного реестра.
Кроме того, при необходимости, предприниматели могут предъявить декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также налоговую отчетность.
Что же касается НКО, то законодательство о закупках, в некоторых случаях, требует от них не доказательства принадлежности к субъектам малого или среднего бизнеса, а подтверждения социальной ориентированности. Статус социально ориентированной организации оформляется сроком на 2 года в Управлении Минюста по субъекту РФ на основе заключения, выданного органом федеральной власти.
Поэтому, если заказчик требует от участников торгов дополнительные документы, или выдвигает другие необоснованные требования, то они могут обратиться за защитой своих интересов в антимонопольную службу, либо в арбитражный суд.