18 марта 2019 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 33-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – «Закон»).
Суть изменений
Новая редакция Закона существенно расширяет круг обязанностей так называемых «иных лиц», под которыми Закон (статья 7.1) понимает адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (например, юридические или бухгалтерские компании).
Регистрация фирм с «Гестион»
Компания «Гестион» предоставляет юридические и бухгалтерские услуги:
При регистрации фирмы возвращаем 100% стоимости регистрации в виде сертификата на бухгалтерские услуги нашей компании.
Единый бесплатный номер — 8-800-555-83-25
Эти обязанности возлагаются на указанных лиц, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своих клиентов следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
До настоящего времени на адвокатов, нотариусов, юристов и бухгалтеров, осуществляющих или готовящих вышеуказанные операции, распространялись лишь следующие требования:
- идентифицировать клиента (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона);
- разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за их реализацию; документально фиксировать полученную в ходе такого контроля информацию (п. 2 ст. 7 Закона);
- хранить документы и сведения не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом (п. 4 ст. 7 Закона);
Согласно новой редакции статьи 7.1 Закона к вышеуказанным добавляется целый ряд новых обязанностей:
- получать информацию о цели и характере деловых отношений; определять цели деятельности, финансовое положение и деловую репутацию клиента; определять источники происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента (пп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона);
- идентифицировать бенефициарных владельцев клиента (пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона);
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона);
- выявлять среди своих клиентов иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности РФ, должности членов Совета директоров ЦБ РФ, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, должности в ЦБ РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ (пп. 1 п. 1 ст. 7.3 Закона);
- определять источники происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц (пп. 3 п. 1 ст. 7.3 Закона);
- уделять повышенное внимание операциям, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками или от имени указанных лиц (пп. 5 п. 1 ст. 7.3 Закона);
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (п. 5 ст. 7.5 Закона).
Таким образом, новая редакция Закона сближает адвокатов, нотариусов, юристов и бухгалтеров (в части круга их обязанностей) с основными регулируемыми Законом субъектами (банками, брокерами, страховщиками, платежными операторами и др.).
Заморозка денег и имущества
Одной из чувствительных для профессионального сообщества новелл является обязанность инициировать блокировку денежных средств на счетах клиентов, оказавшихся включенными в «чёрные списки» Росфинмониторинга. В методических рекомендациях, изложенных в Информационном письме Росфинмониторинга от 1 марта 2019 года № 60, в частности, указано, что меры по замораживанию предполагают создание условий, при которых соответствующие лица «лишаются возможности получения и (или) распоряжения денежными средствами и (или) имуществом (в том числе доходом от имущества, таким как проценты по вкладам, дивиденды и иным доходом, получаемым от имущества принадлежащего указанным лицам)…».
Однако, практическая реализация таких мер лицами, оказывающими юридические и бухгалтерские услуги, а также способ подтверждения (доказывания) факта их принятия, вызывают множество вопросов. Такие меры, могут, в частности, состоять в отказе клиенту в исполнении его поручения (например, по переводу денежных средств, по подготовке той или иной сделки и т.п.).
Поскольку исполнение данной обязанности будет с высокой вероятностью противоречить интересам клиентов, Закон специально предусматривает, что применение мер по замораживанию (блокировке) денег или имущества не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности принявших такие меры лиц (п. 6 ст. 7.1 Закона).
Уведомление уполномоченного органа
Другой аспект новых требований связан с соблюдением служебной или коммерческой тайны. Учитывая, что в силу новых требований регулируемые Законом субъекты (в данном случае – адвокаты, нотариусы, юристы и бухгалтеры) должны будут располагать значительно большим объемом информации об операциях своих клиентов, следует иметь в виду уже существующую их обязанность уведомлять Росфинмониторинг о наличии оснований полагать, что операции клиентов могут иметь целью отмывание денежных средств или финансирование терроризма (п. 2 ст. 7.1 Закона). При этом Закон освобождает от такой обязанности лишь те сведения, на которые распространяются требования законодательства РФ о соблюдении адвокатской тайны (п. 5 ст. 7.1 Закона). В отношении сведений, которыми располагают иные субъекты и которые не относятся к адвокатской тайне, подобной гарантии не установлено.