18 марта 2019 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 33-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – «Закон»).
Суть изменений
Новая редакция Закона существенно расширяет круг обязанностей так называемых «иных лиц», под которыми Закон (статья 7.1) понимает адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (например, юридические или бухгалтерские компании).
Эти обязанности возлагаются на указанных лиц, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своих клиентов следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
До настоящего времени на адвокатов, нотариусов, юристов и бухгалтеров, осуществляющих или готовящих вышеуказанные операции, распространялись лишь следующие требования:
- идентифицировать клиента (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона);
- разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за их реализацию; документально фиксировать полученную в ходе такого контроля информацию (п. 2 ст. 7 Закона);
- хранить документы и сведения не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом (п. 4 ст. 7 Закона);
Согласно новой редакции статьи 7.1 Закона к вышеуказанным добавляется целый ряд новых обязанностей:
- получать информацию о цели и характере деловых отношений; определять цели деятельности, финансовое положение и деловую репутацию клиента; определять источники происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента (пп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона);
- идентифицировать бенефициарных владельцев клиента (пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона);
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона);
- выявлять среди своих клиентов иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности РФ, должности членов Совета директоров ЦБ РФ, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, должности в ЦБ РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ (пп. 1 п. 1 ст. 7.3 Закона);
- определять источники происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц (пп. 3 п. 1 ст. 7.3 Закона);
- уделять повышенное внимание операциям, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками или от имени указанных лиц (пп. 5 п. 1 ст. 7.3 Закона);
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (п. 5 ст. 7.5 Закона).
Таким образом, новая редакция Закона сближает адвокатов, нотариусов, юристов и бухгалтеров (в части круга их обязанностей) с основными регулируемыми Законом субъектами (банками, брокерами, страховщиками, платежными операторами и др.).
Заморозка денег и имущества
Одной из чувствительных для профессионального сообщества новелл является обязанность инициировать блокировку денежных средств на счетах клиентов, оказавшихся включенными в «чёрные списки» Росфинмониторинга. В методических рекомендациях, изложенных в Информационном письме Росфинмониторинга от 1 марта 2019 года № 60, в частности, указано, что меры по замораживанию предполагают создание условий, при которых соответствующие лица «лишаются возможности получения и (или) распоряжения денежными средствами и (или) имуществом (в том числе доходом от имущества, таким как проценты по вкладам, дивиденды и иным доходом, получаемым от имущества принадлежащего указанным лицам)…».
Однако, практическая реализация таких мер лицами, оказывающими юридические и бухгалтерские услуги, а также способ подтверждения (доказывания) факта их принятия, вызывают множество вопросов. Такие меры, могут, в частности, состоять в отказе клиенту в исполнении его поручения (например, по переводу денежных средств, по подготовке той или иной сделки и т.п.).
Поскольку исполнение данной обязанности будет с высокой вероятностью противоречить интересам клиентов, Закон специально предусматривает, что применение мер по замораживанию (блокировке) денег или имущества не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности принявших такие меры лиц (п. 6 ст. 7.1 Закона).
Уведомление уполномоченного органа
Другой аспект новых требований связан с соблюдением служебной или коммерческой тайны. Учитывая, что в силу новых требований регулируемые Законом субъекты (в данном случае – адвокаты, нотариусы, юристы и бухгалтеры) должны будут располагать значительно большим объемом информации об операциях своих клиентов, следует иметь в виду уже существующую их обязанность уведомлять Росфинмониторинг о наличии оснований полагать, что операции клиентов могут иметь целью отмывание денежных средств или финансирование терроризма (п. 2 ст. 7.1 Закона). При этом Закон освобождает от такой обязанности лишь те сведения, на которые распространяются требования законодательства РФ о соблюдении адвокатской тайны (п. 5 ст. 7.1 Закона). В отношении сведений, которыми располагают иные субъекты и которые не относятся к адвокатской тайне, подобной гарантии не установлено.