В последние годы для импортеров товаров появилась очень неприятная ситуация: таможенные органы, несмотря на все представленные документы, производят корректировки таможенной стоимости товаров, которые приводят к увеличению размера уплачиваемых импортерами таможенных пошлин, а следовательно, к соразмерному увеличению стоимости данного товара и падению конкурентной способности товара на российских рынках. И одним из наиболее часто задаваемых вопросов стал вопрос: что можно сделать в данной ситуации?
Представим себе ситуацию: российская организация заключает контракт (договор) на поставку какого-либо товара с иностранным производителем. При этом согласованные сторонами данного контракта цены ниже, чем указанные в информационных письмах ФТС РФ.
Через какое-то время осуществляется поставка товаров, и наступает момент таможенного оформления.
Помимо контракта, паспорта сделки и иных необходимых документов в соответствии с требованиями п. 2.4-2.5 Приказа ГТК № 1 от 05.01.1994 г. в подтверждение заявленной таможенной стоимости декларант прилагает к грузовой таможенной декларации оригиналы других товаросопроводительных документов (экспортная декларация, прайс-листы производителя и т.д.).
Таким образом, заявленная таможенная стоимость основывается на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации, что является основанием для применения основного метода определения таможенной стоимости ввозимого товара — по цене сделки с ввозимыми товарами (ст. 19 Закона «О таможенном тарифе»).
Однако какой бы полный пакет документов вы не представили, таможенный инспектор не может не соблюдать указания ФТС РФ и вынужден произвести корректировку.
С этого момента у организации возникает право на обжалование действий таможенного органа.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
Однако даже если этот срок организацией пропущен, то его можно восстановить, путем письменного обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, которое должно быть рассмотрено таможенным органом в течение 30 дней с момента поступления.
Существующая на сегодняшний день судебная практика позволяет говорить о том, что в 90 % случаях суд встает на сторону организаций. Почему же?
В соответствии с п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ.
Согласно пункту 4 статьи 131 Таможенного кодекса РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости. Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установлен Приказом ФТС РФ от 25 апреля 2007 г. № 536. В Приложении № 1 к названному Приказу определен перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
Исходя из требований названного Приказа следует, что достаточными документами для определения таможенной стоимости являются:
- Копии учредительных документов.
- Декларацию таможенной стоимости.
- Контракт (договор).
- Паспорт сделки.
- Инвойс (иные платежные документы).
- Упаковочный лист.
- Транспортные документы (коносаменты и т.д.).
- Сертификат происхождения товара, сертификат качества, сертификат пожарной безопасности и т.д.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Согласно пункту 5 статьи 323 ТК РФ при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29, под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать, в частности, наличие доказательств недостоверности представленных декларантом сведений.
В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров (пункт 7 статьи 323 ТК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона № 5003-1 в случаях, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 — 23 названного Закона, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями этого Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации.
Ценовая информация, используемая в качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу, должна удовлетворять критериям, указанным в подпункте «д» пункта 1 приложения № 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом (Приказ ФТС от 25.04.2007 № 536): источник информации должен быть публичным и независимым; в нем должны содержаться сведения о ценах, по которым идентичные, однородные или товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются к продаже на мировом рынке в тот же или соответствующий ему период времени, когда осуществляется ввоз в Российскую Федерацию оцениваемых товаров; подробное описание товара и четкое определение структуры цены, публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также котировки цен мировых бирж. Использованная таможней при корректировке таможенной стоимости ввезенных обществом товаров ценовая информация приведенным критериям не соответствует.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 названного Закона. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с другими методами, применяемыми последовательно. Для целей статьи 19 названного Закона ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
В пункте 2 статьи 19 Закона № 5003-1 приведен исчерпывающий перечень условий, исключающих применение первого метода.
- Существуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами.
- Продажа товаров или их цена зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено.
- Любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, будет причитаться прямо или косвенно продавцу.
- Покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами.
Обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров»).
Осуществляя действия по корректировке таможенной стоимости, таможенные органы не соблюдают установленные законодательством процедуры, не обосновывают принятых решений, ссылаясь исключительно на свои внутренние информационные письма, в которых указана другая таможенная стоимость, нежели та, которая заявлена декларантом. Но никто, кроме самих таможенных органов, данных писем не видит.
Суды же, рассматривая возникшие споры, встают на сторону декларантов, когда последние предоставляют все документы, связанные с поставкой, из которых достоверно можно определить стоимость товара.