Как и любой социально-правовой процесс, процедура принятия решений участниками ООО имеет своего исполнителя (или исполнителей). Этими исполнителями являются собственники ООО. Но термин «собственники» — слишком размытое определение, так как за этим понятием скрываются различные субъекты.
О том, кто вправе выступать в качестве участника ООО и, соответственно, принимать решения, определяющие хозяйственную жизнь Общества, расскажет наша статья.
Кто может быть участником ООО
Согласно ст. 7 Закона «Об ООО» участниками Общества, а следовательно и субъектами принятия решений в фирме, могут выступать юридические и физические лица. В то же время далеко не все субъекты гражданско-правовых отношений могут стать участниками ООО и принимать управленческие решения.
Законодательные ограничения для участников ООО
Законодатель вправе ограничить некоторым категориям граждан участие в ООО. Так, ст. 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» приводит исчерпывающий перечень субъектов, которые не вправе в течение определенного времени выступать учредителями ООО и, соответственно, принимать какие-либо решения.
Например, согласно абзацу 2 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 вышеуказанного Закона, уполномоченная ИФНС откажется внести в Единый государственный реестр юрлиц (ЕГРЮЛ) сведения об участнике, если последний когда-то владел в другом ООО не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников, а это ООО было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее с долгами перед бюджетом, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекло три года с момента исключения данного общества из ЕГРЮЛ (Постановление АС Восточно-Сибирского округа по делу № А33-9566/2020 от 19.01.2021). И, кстати, таким участником-нарушителем может быть не только гражданин, но и юридическое лицо (Постановление АС Дальневосточного округа по делу № А37-1169/2020 от 11.12.2020).
Ограничения в ООО для банкротов
Банкротство также ограничивает субъекта в правах на принятие решений в качестве участника ООО.
До 2019 года среди юристов велись вялотекущие дискуссии, может или нет гражданин, признанный судом банкротом, принимать решения как владелец (совладелец) фирмы. Наконец, в сентябре 2019 года АС Республики Татарстан указал, что при введении в отношении гражданина процедуры реализации имущества, он утрачивает право голосовать на общем собрании участников ООО. Такое право возникает у его финансового управляющего (Решение АС Республики Татарстан по делу № А65-16191/2019 от 24.09.2017).
В 2020 году Верховный Суд РФ также пришел к выводу, что гражданин, признанный банкротом, не может самостоятельно голосовать на общем собрании участников. Но тут, кстати, проявился еще один немаловажный аспект. Дело, которое рассматривал ВС РФ, касалось увеличения уставного капитала ООО, в котором гражданин- банкрот являлся участником. Вынося вердикт по данному делу, ВС РФ указал, что «судами первой и апелляционной инстанций установлено, что финансовый управляющий имуществом … не давал согласие на увеличение уставного капитала общества … При таких обстоятельствах судам следовало признать недействительным само увеличение уставного капитала общества, а не соответствующее корпоративное решение» (Определение ВС РФ № 306-ЭС19-13175 (5, 6) от 21.12.2020).
Получается, что банкротство гражданина ограничивает не только его права как совладельца фирмы, но и права других участников ООО на принятие решений. Так что положение создается пикантное: финансово благополучные участники ООО становятся без вины виноватыми и полностью ограничиваются в принятии решений благодаряколлеге-банкроту. При этом любое решение владельцев ООО может быть квалифицировано судом как недействительная сделка. И выхода из этого тупика не существует.
Встает вопрос: а может ли физлицо-банкрот голосовать на собрании участников (или принимать решения в качестве единственного учредителя) после завершения в отношении него процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры?
Закон «О несостоятельности» указывает, что в течение 3-10 лет (в зависимости от направления деятельности юрлица) бывший банкрот не вправе занимать должности в органах управления компании или иным образом участвовать в управлении данной организацией (п. 3 ст. 213.30). В свою очередь Закон «Об ООО» считает собрание участников высшим органом общества (п. 1 ст. 32). Положения об органах ООО содержатся в главе IV «Управление в обществе». Следовательно, собрание участников является высшим органом управления ООО. Поэтому гражданин-банкрот и после окончания процедуры не вправе лично принимать участие в общих собраниях и участвовать в управлении фирмой иным образом.
Специальные нормы, ограничивающие участие отдельных категорий граждан в капитале ООО, занимающихся долевым строительством
Различного рода ограничения, касающиеся участников ООО, встречаются и в других законах. Так, ст. 3.2 Закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вводит ограничения в отношении физлиц, владеющих более чем 5% уставного капитала застройщика. В соответствии с этой нормой участник строительной компании не должен иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти. Кроме того, он не может быть подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации и так далее. Понятно, что если гражданин не соответствует этим требованиям, то он не вправе выступать в качестве сособственника ООО и принимать управленческие решения.
Запреты на участие в ООО для военнослужащих и чиновников
Не могут быть участниками ООО военнослужащие (ст. 10 Закона «О статусе военнослужащих»), государственные гражданские служащие (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), муниципальные служащие (ст.14 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации») и так далее.
Запреты на участие в ООО для органов власти
Дополнительно особо оговаривается, что федеральные и местные органы власти не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом. Кстати, на протяжении долгого времени местные органы власти по всей России периодически пытались создать ООО для управления многоквартирными домами (МКД). Однако здесь на их пути раз за разом вставали прокуратура и антимонопольная служба. При этом территориальные управления антимонопольной службы не без оснований считали, что «включение представителей органов местного самоуправления … в участники ООО… приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции» (Решение УФАС по республике Татарстан № 06-750/2011 от 07.03.2012).
Запреты на участие в ООО для муниципальных органов
Вообще, муниципальные образования вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, а также участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (ч. 4 ст. 51 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Однако в соответствии со статьями 130 и 217 ГК РФ деньги и имущество, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В свою очередь внесение вклада в ООО – это и есть передача денег или имущества в собственность юрлица, говоря иными словами, – приватизация. В то же время статья 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не предусматривает такого способа приватизации, как внесение федерального или муниципального имущества в качестве вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью. Следовательно, федеральные и муниципальные органы не могут быть участниками ООО.
Ограничения для участника, который является другим хозяйственным обществом
Ну и, наконец, следует обязательно уточнить, что ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Примечательно, что уполномоченная ИФНС, как правило, отказывается регистрировать изменения в ЕГРЮЛ, если в результате решения учредителей «… единственным участником хозяйственного общества становится другое хозяйственное общество, состоящее на момент принятия обжалуемого решения из одного участника». Однако суды признают подобное решение собственников законным, указывая, что «отказ регистрирующего органа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о выходе участника из состава общества на том основании, что единственным участником данного общества на какой-то период времени становится другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, действующим законодательством не предусмотрен…, а доля… в течение одного года со дня ее перехода… к обществу… должна быть предложена… третьим лицам» (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.07.2019 № Ф04-2215/2019 по делу № А27-22840/2018).
Итак, участниками ООО могут являться как физические, так и юридические лица. В то же время законодатель существенно ограничил право многих субъектов на участие в ООО. В частности, под прямой запрет попали федеральные и муниципальные органы, чиновники, банкроты и так далее. Следовательно, можно сделать вывод, что исполнителями процесса принятия решений участниками ООО являются только те физические и юридические лица, которым закон разрешает выступать в качестве участников (участника) Общества, а также самостоятельно голосовать на общем собрании или принимать решения в качестве единственного участника фирмы.
Эта статья является частью из серии статей по теме «Принятие решений участниками ООО как бизнес-процесс». Читайте также другие опубликованные статьи этой серии:
- Принятие решений участниками ООО как бизнес-процесс 🡪
- Смотреть другие статьи по теме 🡪
- Услуги по регистрации ООО 🡪
- Контакты, оставить заявку 🡪