31 июля 2020 г., государство приняло закон № 265 — ФЗ о внесении изменений в Налоговый Кодекс. Предполагалось, что эти поправки снизят налоговую нагрузку на ИТ – компании и ускорят цифровизацию экономики. В нашей статье мы расскажем о некоторых аспектах данного нормативно — правового акта, а также попытаемся выяснить, кто получил выгоду от этого закона.
Субъекты закона
Закон о налоговом маневре распространяется исключительно на российские ИТ — организации, зарегистрированные в РФ. Индивидуальные предприниматели, зарубежные фирмы, филиалы и представительства не подпадают под действие этого нормативного акта.
Виды деятельности позволяющие претендовать на налоговые льготы
Российское юрлицо подпадает под льготное налогообложение, когда разрабатывает и продает собственное программное обеспечение, а также базы данных в электронном формате или на материальных носителях либо в соответствии с договором об оказании услуг разрабатывает, адаптирует, модифицирует, сопровождает, устанавливает программы и информационные базы.
Действие закона № 265 — ФЗ распространяется и на фирмы, специализирующиеся на разработке и создании компонентов электронной базы. Иными словами, это предприятия выпускающие чипы, процессоры, микросхемы, платы и другую продукцию.
Три условия для льготного налогообложения
Для того чтобы получить преференции мало быть российским юрлицом и заниматься определенными видами деятельность в области ИТ — технологий. Надо одновременно соответствовать трем условиям.
Первое — это официальное подтверждение статуса ИТ — компании. Так, фирма, работающая в области программного обеспечения и баз данных, должна пройти аккредитацию, как организация осуществляющая деятельность в сфере информационных технологий. В свою очередь производители электронных компонентов обязаны состоять в реестре организаций проектирующих и создающих электронные изделия и продукцию.
Далее, доля доходов юрлица, занимающегося разработкой и продажей своих баз и (или) программ (включая передачу или предоставление исключительных прав по лицензионным договорам, предоставления удаленного доступа к программам и базам, а также дающим возможность использовать информацию и программное обеспечение иными способами, указанными в абзаце 4 п. 1.15 ст. 284 НК РФ) должна составлять, как минимум 90% по итогам налогового периода.
Аналогичное условие предъявляет закон к производителям/разработчикам электронных компонентов. Доля доходов этих юрлиц от производства и разработки электронной продукции также должна составлять не менее 90% по итогам отчетного периода.
Важно: для закона не имеет значение, какой ОКВЭД указан у компании в ЕГРЮЛ. Главное, чтобы она фактически занималась деятельностью, дающей право на льготы.
И наконец последнее требование заключается в том, что в штате ИТ — организаций должно числиться не менее 7 человек.
Важно: если фирма по результатам отчетного периода не выполнит одно из требований, то лишается всех преференций и платит, налоги и платежи на общих основаниях с начала периода, в котором перестала соответствовать условиям льготного налогообложения.
Налоговая льгота
Если фирма соответствует всем вышеперечисленным условием, то уплачивает налог на прибыль в размере 3% в федеральный бюджет и полностью освобождается от налога на прибыль в бюджет субъекта РФ. По словам экспертов, это один из самых низких налогов в мире для ИТ — компаний. Похожие льготы существуют в Индии и Ирландии.
Льготы по платежам во внебюджетные фонды
Наряду с налогом, закон снизил для ИТ — индустрии и страховые платежи. Так, с 2021 г., для этих компаний тариф по уплате пенсионных взносов составляет 6%, а по обязательному страхованию на случай нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5%. И, наконец, размер тарифа по обязательному медицинскому страхованию с этого года снижен до 0,1%.
Отмена некоторых преференций
Предоставив льготы, закон, одновременно, отменил и некоторые преференции. Так, с 2021 г., ИТ — фирмы потеряли право учитывать затраты на покупку электронно — вычислительной техники (ЭВТ), как материальные расходы. Теперь указанные компании применяют установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации ЭВТ. Кроме того, государство обложило НДС продажу прав на программы и базы, не находящиеся в Реестре российского программного обеспечения, передачу прав на применение программ и баз данных, когда они связаны с возможностью продвигать в Интернете рекламу, предлагать покупку/продажу товаров и услуг, а также искать в сети сведения о покупателях/продавцах и совершать сделки.
Выводы
Государство сузило условия для преференций по уплате НДС и воздвигло барьеры перед льготным налогообложением реализации прав на ПО, связанных с рекламой. Для освобождения от НДС программа должна присутствовать в Реестре российских программ для ЭВМ и баз данных https://reestr.digital.gov.ru/. Этот Реестр регулируется ст.12.1закона № 149 — ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Если даже мельком просмотреть Реестр, то можно прийти к выводу, что большинство программ зарегистрировано за крупными ИТ — компаниями. При этом ИТ — гиганты зачастую, заключают договоры подряда с мелкими и средними фирмами, являющимися плательщиками НДС. Небольшие фирмы передают свои разработки ИТ — гигантам, которые регистрируют ПО в Реестре, становятся правообладателями и получают право на освобождение от НДС. В свою очередь мелкий бизнес, участвующий в создании ПО, продолжает платить НДС.
Точно так же, государство поступило и с налогом на прибыль. Закон прямо указал, что льготное налогообложение распространяется на доходы, полученные от продажи программ собственной разработки. Таким образом, законодатель лишил льгот не только перекупщиков баз и программного обеспечения, но и мелкий и средний бизнес, который разрабатывает ПО для заказчиков и, по понятным причинам, не может зарегистрировать права на свои разработки.
Таким образом, закон № 256 – ФЗ выгоден, прежде всего, крупным ИТ – компаниям, которые и приобрели основные выгоды от его принятия. В свою очередь мелкий и средний бизнес, получающий подряды от ИТ – гигантов, не ощутил особого снижения налоговой нагрузки.