Сегодня, когда передача любой информации происходит практически мгновенно, люди привыкают к жизни, в которой нет места переживаниям по поводу получения или передачи каких-либо сведений между любыми лицами, будь то сведения о работе, кредитные истории, данные об адресе места жительства и т. д.
Однако переход государственных структур к подобному ритму жизни происходит не так быстро и не так четко как бы того хотелось.
Я думаю, многие сталкивались с проблемами, в частности, с незаконным начислением налоговыми органами транспортного налога за уже давно проданный или утилизированный автомобиль. Либо с передачей сведений из одного пенсионного фонда в другой и т. д.
Это как раз и есть показатель того, что система взаимодействия государственных органов еще не адаптировалась к новым жизненным реалиям, когда даже в рамках одного субъекта РФ, например, ГИБДД не передает сведения налоговому органу, либо же последним такие сведения, скажем, игнорируются.
В настоящей статье рассмотрен важный и актуальный практически для любого гражданина аспект его жизнедеятельности — проблема передачи сведений о регистрации гражданина по новому месту жительства.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация граждан РФ осуществляется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995г.
Порядок предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы № 288 от 11.09.2012 г.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК РФ).
Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 2 указанного Закона).
Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.
Статья 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает гражданина Российской Федерации, изменившего место жительства, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
В случае неисполнения обязанности по своевременному обращению за регистрацией по месту своего фактического проживания (пребывания) гражданин принимает на себя риск наступления связанных с этим неблагоприятных последствий.
Из таких неблагоприятных последствий можно выделить несколько основных примеров:
1. На гражданина продолжат начислять платежи за коммунальные услуги по «старому» месту регистрации.
При неисполнении обязанности по их оплате, рано или поздно, может быть возбуждено судебное дело, которое будет рассмотрено в отсутствие гражданина, а потом и исполнительное производство по их взысканию.
Следовательно, существует риск того, что гражданину, в частности, могут ограничить выезд заграницу, что, в свою очередь, может стать неприятным сюрпризом; в безусловном порядке списать денежные средства а банковских счетах; арестовать и изъять имущество для его реализации.
2. Любое судебное дело (взыскание долгов по налогам, иски физических и/или юридических лиц, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т. д.) будет рассматриваться по последнему известному месту жительства гражданина.
При этом уведомлять гражданина будут также по этому месту жительства, в котором он де-факто уже не зарегистрирован. При этом кредиторы (взыскатели), даже если им известно о смене гражданином места жительства и регистрации, зачастую не сообщают об этом суду или иному органу.
Последствия схожи с теми, что описаны в предыдущем пункте.
3. Любые сведения, которые обрабатывают государственные органы (например, пенсионный фонд, налоговые органы и т. д.) также продолжат поступать по последнему известному месту жительства гражданина.
Отчего же может произойти такая ситуация, когда, казалось бы, гражданин исполнил возложенные на него обязанности по регистрации по новому месту жительства, а суд обязан запросить сведения о месте жительства должника, налоговый орган тоже должен быть об этом уведомлен и так далее?
Законодательство это также подтверждает: согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» федеральный орган исполнительной власти ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, содержащий в себе информацию, полученную от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.
Однако необходимо учитывать, что на сегодняшний день, какой-либо общий государственный ресурс ФМС России не создан.
Таким образом, сам факт того, что гражданин изменил место своего жительства, при этом встав на регистрационный учет по новому месту жительства, не означает, что данные сведения будут направлены в соответствующие органы по прошлому месту регистрации гражданина, или запрошены данным органом самостоятельно.
Как показывает практика, такие ситуации, ввиду отсутствия единых реестров УФМС возникают повсеместно, что достаточно часто вносит в жизнь граждан множество непредвиденных и ненужных проблем.
Во избежание каких-либо проблем, следует самостоятельно уведомить, либо же проконтроллировать получение органом, ответственным за ведение регистрационного учета граждан, по своему прошлому месту жительства, сведений о постановке гражданина на регистрационный учет по новому месту жительства.
Делать это стоит путем подачи письменных обращений, копии которых, входящие номера и почтовые документы, следует сохранять, чтобы при разрешении спорных ситуаций на руках у гражданина была доказательная база его добросовестности, что, в свою очередь, поможет избежать риска наступления практически любых неблагоприятных последствий.