23.12.2021 года Руководитель ФНС РФ приказом № ЕД-7-23/1142@ утвердил Порядок получения налоговыми органами доступа к информационным системам организаций — налогоплательщиков. Этот приказ вступил в силу с 11.02.2022 года. Он является продолжением политики ФНС РФ, направленной на дальнейшую регламентацию налогового мониторинга
Первоначальные формы налогового контроля
Налоговый Кодекс РФ (часть 1), вступивший в силу 01.01.1998 года качестве форм налогового контроля предусматривал камеральные и выездные налоговые проверки. Кроме того, налоговики имели право получать объяснения налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверять данные учета и отчетности, осматривать помещения и территории, используемые для извлечения дохода (прибыли), а также применять другие формы, предусмотренные НК РФ (ст.82 НК РФ в редакции от 31.07.1998 года). Для своего времени это был прогрессивный законодательный акт, который подробно регулировал отношения государства, предпринимателей и граждан по поводу начисления и уплаты налогов.
Постепенное отставание налогового законодательства от развивающихся экономических и общественных отношений
Время шло. Экономика развивалась. Первоначальный текст Налогового Кодекса стремительно устаревал. Поэтому законодатель принялся вносить в НК РФ многочисленные поправки. По состоянию на 17.02.2022 года действует уже 135 (сто тридцать пятая) редакция части первой НК РФ. Изменения коснулись и форм налогового контроля. В «нулевые» в России увеличилось количество субъектов хозяйственной деятельности. В результате выросло число проверок, проводимых налоговыми органами, возросли объемы бумажного документооборота. Налоговые и таможенные органы стали ощущать хронический дефицит кадров. Кроме того, офисы и помещения государственных и муниципальных органов были завалены документами на бумажных носителях. В этих условиях Правительство РФ объявило о развитии цифровой экономики и постепенном переходе к электронному документообороту в сфере управления и оказания государственных и муниципальных услуг (Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)». Не остались в стороне от цифрового тренда и налоговые органы.
Появление новой формы налогового контроля – налогового мониторинга
Семь лет назад 01.01.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Этот нормативный акт ввел в НК РФ новую форму налогового контроля – налоговый мониторинг. Его суть состоит в том, что налогоплательщик добровольно предоставляет ИФНС on-line доступ к своему бухгалтерскому и налоговому учету. Вместо проведения камеральных и выездных проверок фискальные чиновники контролируют расчет налогов в режиме реального времени, сидя за компьютером и не выходя из своего кабинета, и тут же сообщают компании о выявленных ошибках. При этом ИФНС вправе потребовать от юрлица любые документы и пояснения (Письмо ФНС от 17.12.2014 N ЕД-4-2/26194).
Какие компании переходят на налоговый мониторинг
Избавиться от проверок и перейти на налоговый мониторинг могут компании, заплатившие в предшествующем году не менее 100 миллионов рублей налогов; получившие по данным бухгалтерского учета за прошлый год не менее 1 миллиарда рублей доходов или же имеющие по состоянию на 31 декабря стоимость активов не менее 1 миллиарда рублей.
Налоговый мониторинг начинается с 1 января года, на который подано заявление, и заканчивают 1 октября следующего за ним года (ст. 105.26 НК РФ).
Для перехода на налоговый мониторинг организация должна заполнить заявление по форме КНД 1110301 (Приказ ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@). К заявлению прилагаются регламент информационного взаимодействия, информация об участниках – организациях и гражданах, чья доля участия составляет более 25%, учетная политика для целей налогообложения за год, в котором подается заявление, а также документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.
Как проводится мониторинг
Прежде всего, налогоплательщик разрабатывает и согласовывает с ИФНС Регламент информационного взаимодействия. Этот документ определяет пределы информации, раскрываемой налоговому органу. Состав и объем информации зависят от оценок системы внутреннего контроля. В ходе налогового мониторинга компания раскрывает ИФНС финансово — хозяйственную информацию, риски, выявленные системой внутреннего контроля, а также запрашивает мотивированное мнение налогового органа по вопросам расчета и уплаты налогов.
В процессе мониторинга работники ИФНС анализирует риски и оценивает эффективность системы внутреннего контроля компании. Если налоговики найдут противоречия между информацией, предоставленной фирмой и сведениями, содержащимися в документах, то ИФНС потребует представить в течение 5 дней пояснения или внести соответствующие исправления в документы.
Получив пояснения налогоплательщика, ИФНС рассматривает их. При выявлении неправильного исчисления, а также неполной или несвоевременной уплаты (перечислении) налогов, сборов и взносов, фискальный орган в течение 10 дней составляет и направляет налогоплательщику уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения (ст.105.30 НК РФ).
В течение 15 дней с момента получения уведомления юрлицо вправе представить в ИФНС пояснения или внести соответствующие исправления в свои документы. Информация о внесении исправлений направляется по телекоммуникационным каналам связи и (или) через информационные системы организации. Если налогоплательщик не прояснит, изложенные в уведомлении факты либо объяснения компании не убедят налоговиков, то ИФНС составит мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 НК РФ.
Мотивированное мнение — это точка зрения чиновников фискального органа по поводу расчета и уплаты налогов, сборов и страховых взносов (ст.105.30НК РФ). В этом документе налоговики оценивают, как организация отражает сделки и события хозяйственной жизни компании, а также их результаты с позиции налогового законодательства. Стоит особо отметить, что мотивированное мнение не является решением о привлечении к налоговой или административной ответственности.
Если налогоплательщик согласен с мотивированным мнением, то он должен сообщить об этом в ИФНС и исполнить указания чиновников. Если же компания имеет возражения, то она вправе в течение 1 месяца со дня получения мнения направить в фискальный орган свои разногласия. После этого запускается взаимосогласительная процедура. Получив документ с разногласиями, территориальный налоговый орган отправляет разногласия вместе с мотивированным мнением и другими материалами в Москву в ФНС РФ. Последняя, в течение 1 месяца с момента получения документов проводит взаимосогласительную процедуру с участием ИФНС и налогоплательщика. По итогам данной процедуры мотивированное мнение может быть изменено или оставлено в силе.
Проводя налоговый мониторинг, чиновники инспекции вправе запрашивать у организации документы, пояснения, а также привлекать специалистов и экспертов. При этом юрлицо должно представить пояснения и документы в течение 10 рабочих дней. Кроме того, ИФНС может истребовать документы ещё и у контрагента налогоплательщика. Если, конечно, он располагает таковыми. Документы и сведения направляются в налоговый орган в электронном виде или на бумажном носителе. Электронные файлы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Документы на бумажных носителях предоставляются в виде заверенных организацией копий.
Порядок направления ИФНС уведомлений и требований, а также порядок направления налогоплательщиком документов и ответов на запросы налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи или через информационные системы организации регламентирован Приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@ «Об утверждении Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи».
Если налогоплательщик не в силах представить документы, то он в течение одного дня после получения требования из ИФНС уведомляет в электронной форме чиновников фискального органа о невозможности представить документы (информацию). Кроме того, в этом же уведомлении компания указывает причины, по которым документы (информация) и пояснения не могут быть представлены в установленный срок, а также информирует ИФНС о сроках, в течение которых организация направит истребуемые документы (информацию), пояснения.
Когда ИФНС вправе провести камеральную или выездную проверку в отношении организации, применяющей налоговый мониторинг
Как правило, в ходе мониторинга налоговики не проводят выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ). Впрочем, есть и исключения. Так, ИФНС вправе провести камеральную проверку, если организация подала декларацию за период, за который проводится мониторинг после 01 июля следующего года; заявила в декларации по НДС сумму к возмещению; уточнила декларацию и тем самым уменьшила сумму налога (увеличила убыток) или досрочно прекратила мониторинг.
Что же касается выездных проверок, то они также проводятся в исключительных случаях. Например, чиновники вправе посетить налогоплательщика при досрочном прекращении мониторинга, а также в ходе проверки вышестоящим налоговым органом инспекции, проводящей мониторинг. Кроме того, фискальный орган назначит выездную проверку, если организация не выполнила мотивированное мнение налоговиков в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, проверенным в рамках мониторинга или если в календарном году, за который мониторинг не проводится, налогоплательщик подал уточненную декларацию за проверяемый (или проверенный) мониторингом период и уменьшил размер налога (сбора, страховых взносов), увеличил сумму возмещаемого НДС либо увеличил сумму убытка.
Организационные проблемы и сложности на пути цифровизации налогового контроля и внедрения мониторинга
Приняв закон о внесении в первую часть НК РФ Раздела V.2 о налоговом мониторинге, государство не подумало о том, как новая форма контроля будет внедряться в работу фискальных органов. В результате ФНС пришлось все делать, как говориться, на ходу. Закон законом, но нужны еще и подзаконные акты, раскрывающие алгоритм действий налогоплательщиков и территориальных ИФНС. А вот с этим 01.01.2015 года было совсем плохо. Точнее этих актов вообще не существовало. Поэтому налоговикам пришлось срочно разрабатывать и принимать Регламенты и положения, уточняющие порядок проведения налогового мониторинга. При этом дело затянулось. Так, ФНС РФ только 14.09.2015 года направила в регионы письмо № СД-4-15/16073@ «О создании рабочих групп по налоговому мониторингу». В соответствии с данным документом руководство налоговой службы поручило «не позднее 15 ноября 2015 года, создать в составе Межрегиональной инспекции рабочую группу, состоящую из должностных лиц, которые в соответствии со своими должностными обязанностями будут осуществлять проведение налогового контроля в форме налогового мониторинга».
Затем в течение нескольких лет ФНС РФ приняла ряд Регламентов, регулирующих различные вопросы проведения мониторинга. Это такие документы, как:
- Приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним»,
- Приказ ФНС России от 15.12.2017 N ММВ-7-3/1065@ «Об утверждении Регламента взаимодействия межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и центрального аппарата Федеральной налоговой службы при составлении мотивированного мнения налогового органа, поступлении разногласий организации на мотивированное мнение налогового органа, проведении взаимосогласительной процедуры и оформлении результатов окончания налогового мониторинга» (вместе с соответствующим Регламентом),
- Письмо ФНС России от 13.02.2020 № ЕА-4-15/2356@ «О направлении рекомендаций по проведению налогового мониторинга в части автоматизированного контроля за правильностью исчисления налога на добавленную стоимость»,
- Приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним»,
- Письмо ФНС России от 18.03.2021 № 23-1-03/0007@ «О сроках представления документов, используемых при проведении налогового мониторинга»,
- Приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/477@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа в электронной форме, а также формы мотивированного мнения налогового органа и требований к его составлению»,
- Приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля» и другие регламенты и письма.
В этой связи Приказ № ЕД-7-23/1142@ является всего лишь очередным документом, уточняющим отдельные нюансы осуществления налогового мониторинга в части технического подключения информационной системы налогоплательщика к каналам связи ИФНС.
Что регулирует новый приказ
Как уже понятно из названия, новый приказ регулирует порядок доступа ИФНС к информационным системам налогоплательщиков — юрлиц. Он разработан в соответствии с п. 6 ст. 105.26 НК РФ и обеспечивает качественное проведение налогового мониторинга.
Как налоговые органы получат доступ к информационным системам налогоплательщика
По сути, Порядок получения налоговыми органами доступа к информационным системам организаций — налогоплательщиков является обычным алгоритмом. В течение одного месяца со дня опубликования Приказа № ЕД-7-23/1142@ ответственные лица размещают на сайте ФНС РФ в открытом доступе перечень средств криптографической защиты канала связи, а также информацию о технологии взаимодействия через информационную систему налогоплательщика.
Не позднее двух дней с момента размещения этой информации ФНС РФ уведомляет в электронной форме организацию — налогоплательщика о данном факте. В свою очередь компания заполняет и направляет в ИФНС информацию о Параметрах доступа налогового органа к информационной системе организации. Эта информация направляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Получив Параметры доступа, налоговые чиновники рассматривают поступившие сведения и извещают налогоплательщика о возможности или невозможности подключения ИФНС к информационной системе организации. Извещение направляется в форме Уведомления о возможности (невозможности) подключения к информационной системе.
Подключение невозможно, если налогоплательщик применил средства криптографической защиты, не входящие в перечень, установленный ФНС РФ, либо некорректно указал Параметры доступа. В этом случае организация обязана исправить ошибки и повторно отправить информацию в ИФНС.
Сроки организации доступа к информационной системе
Налогоплательщики, предоставившие заявление о проведении налогового мониторинга со следующего календарного года, предоставляют в ИФНС параметры доступа в течение пяти рабочих дней со дня получения решения о проведении налогового мониторинга. Компании, в отношении которых уже проводится налоговый мониторинг, предоставляют параметры доступа не позднее одного месяца со дня наступления технической готовности для предоставления Параметров. В целом же организации обязаны подготовить свои информационные системы к взаимодействию с ИФНС до 01.01.2023 года. То есть им дается почти год на подготовку.
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о возможности (невозможности) подключения к информационной системе организации в течение пяти рабочих дней с момента получения Параметров доступа. В свою очередь организация, получив уведомление ИФНС о невозможности подключиться к информационной системе, должна в течение двадцати рабочих дней с момента получения уведомления исправить допущенные ошибки и вновь направить Параметры доступа в налоговый орган.
Выводы
ФНС РФ принимает все новые и новые нормативные акты, уточняющие и регламентирующие порядок проведения налогового мониторинга. Утвердив формы решений, заявлений и уведомлений, а также уточнив порядок проведения мониторинга, налоговики обратили внимание на проблемы подключения ИФНС к информационным системам организацией. Первоначально этот вопрос не попал в поле зрения чиновников. В результате подключение проходило с проблемами: программное обеспечение и средства криптографической защиты налогоплательщика и ИФНС зачастую не совпадали. Специалисты ИФНС и налогоплательщика месяцами решали вопросы подключения. Все это срывало сроки проведения мониторинга. Теперь проблема подключения будет решена.
Стоит также отметить, что данный приказ и Порядок не содержат каких — либо норм уточняющих или регламентирующих применение налоговых статей. Этот документ носит чисто технический, прикладной характер. Он разъясняет порядок подключения ИФНС к информационной системе налогоплательщика. С этой точки зрения Порядок представляет интерес скорее для сотрудников ИТ — подразделений, чем для юристов или бухгалтеров налогоплательщиков. Впрочем, сроки, указанные в Порядке соблюдать все — таки придётся. В противном случае существует риск привлечения к налоговой ответственности по ст.15.6 КоАП РФ – непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.