13 июля 2020 г. был официально опубликован Федеральный закон от 13.07.2020 №208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ-115) в целях совершенствования обязательного контроля», в соответствии с которым в ФЗ-115 модифицируется список операций, подлежащих обязательному контролю уполномоченным органом (Росфинмониторингом).
Изменения вносятся в статью 6 ФЗ-115 и предполагают как исключение из нее некоторых операций, ранее подлежавших обязательному контролю, так и распространение обязательного контроля на ранее отсутствовавшие в данной статье финансовые операции физических и юридических лиц.
Так, начиная с даты вступления в силу изменений в ФЗ-115 из-под обязательного контроля выводятся следующие виды операций:
- Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- Перевод денежных средств за границу на счет или вклад анонимного владельца, либо получение средств из-за границы с такого счета или вклада;
- Получение движимого имущества по договорам лизинга;
- Переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
- Страховые выплаты от нерезидентов.
Напротив, обязательный контроль впервые распространяется на такие операции, как:
- Любые зачисления на счет или снятия со счета юридического лица наличных денежных средств вне зависимости от характера его хозяйственной деятельности;
- Операции по зачислению или списанию денежных средств со счета иностранной структуры без образования юридического лица (например, партнерства, траста) в течение первых трех месяцев с даты ее регистрации, либо при проведении первой операции с даты открытия счета;
- Выплата или передача физическим лицам выигрыша по результатам проведения азартных игр и лотерей;
- Операции в наличной или безналичной форме по сделкам с недвижимым имуществом, не предполагающим переход права собственности на нее, если сумма операции составляет не менее 3 000 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте;
- Зачисления на счета и списания с них денежных средств во исполнение договоров лизинга, если сумма операции составляет не менее 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте;
- Почтовые переводы на сумму не менее 100 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте;
- Возврат предоплаты за услуги связи, если неиспользованный остаток такой предоплаты составляет сумму не менее 100 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте.
Помимо этого, изменения затронули и порядок представления отчетности о подлежащих обязательному контролю операциях клиентов в Росфинмониторинг. Отчетность подается конкретными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом клиентов, не по всем перечисленным в ФЗ-115 контролируемым операциям, а лишь по тем, которые непосредственно отнесены законом к их виду деятельности.
Например, Почта России обязана предоставлять Росфинмониторингу только сведения о переводах в высокорисковые страны (Иран и Северную Корею), операциях некоммерческих организаций на суммы не менее 100 000 рублей, переводах на сумму свыше 100 000 рублей и при подозрении на связь операции с распространением оружия массового уничтожения.
Равным образом, для каждого вида организаций, осуществляющих операции со средствами и имуществом клиентов (банки, микрофинансовые организации, организаторы азартных игр и лотерей, страховые организации и пр.), установлен закрытый перечень операций, по которым они обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом. Введение такого дифференцированного подхода призвано распределить нагрузку по отчетности между различными субъектами, обязанными представлять сведения о контролируемых операциях в Росфинмониторинг.
Поправки к ФЗ-115 вступают в силу по истечении 180 дней с даты их опубликования, т.е. с 10 января 2021 г.