Юлия Шмидт, Мария Тирская.
«Деловой Петербург». № 152 (2474) от 21.08.2007,
комментирует Ольга Ерохина, юрист компании «Гестион».
Сложившаяся система проведения конкурсов толкает чиновников на вольное прочтение закона о госзаказе. Минэкономразвития РФ (МЭРТ) подтвердило право федеральных и региональных чиновников размещать госзаказ без проведения конкурса методом единого источника.
В письме за подписью замминистра экономического развития и торговли Кирилла Андросова говорится, что федеральные и местные власти имеют полное право размещать госзаказ методом единственного поставщика.
Удобная норма
В Петербурге более 70% от количества заказов размещают у единственного источника (см. схему). В КЭРППиТ заверяют, что на их работе письмо МЭРТ никак не отразится: документ называют «обычным разъяснением технического характера». Между тем петербургская система размещения госзаказа позиционируется администрацией Петербурга как одна из самых прозрачных в РФ. А в конце прошлой недели Смольный заявил, что больше не будет оплачивать из городского бюджета некачественно выполненные работы в области благоустройства (см. «ДП» ?151/07, www.dpgazeta.ru). На фоне этих заявлений ФАС активно напоминает: размещать заказ у единственного поставщика можно только в нескольких случаях, оговоренных в законе. «Например, если на торги пришел только один претендент на госконтракт или не пришел никто, — подчеркнул начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. — Бизнесмены, которые обращаются к нам с жалобами, говорят, что результаты тендеров зачастую извест-ны заранее. По экспертным оценкам, в 2005г. более или менее честным был только 1% конкурсов. Ситуация с тех пор изменилась, но не кардинально».
«Черная метка»
Совместно с ФАС Правительство РФ пытается добавить госзаказу прозрачности. Правила ведения федерального реестра недобросовестных поставщиков Правительство РФ утвердило в мае этого года. На днях впервые в этот реестр попали четыре петербургские компании (см. стр. 7). Еще одна проблема размещения госзаказа — недоработанность ФЗ о госзаказе, которая влечет злоупотребления со стороны чиновников. Юристы говорят, что ряд положений документа допускает свободную трактовку.
«Вопросы вызывает порядок оценки заявок. По закону он должен устанавливаться отдельным постановлением правительства, однако этот документ до сих пор не принят, — говорит юрист компании «Гестион» Ольга Ерохина. — Основным критерием оценки заявок является цена, однако могут использоваться и другие, причем часть критериев остается на усмотрение заказчика. Мы сталкивались с ситуациями, когда эти допкритерии конкурсная комиссия не оговаривала в документах. В то же время выигрывал участник, предложивший менее выгодные финансовые условия».