Акционерное общество, находящееся на стадии реорганизации в форме преобразования, а также одновременного выделения и присоединения запросило ФНС РФ по порядку проведения данной процедуры. Рассмотрев запрос, центральный аппарат опубликовал ответ в письме за номером ГД-4-14/17223@. О содержании этого письма и расскажет наша новая статья.
Проблемы совмещения нескольких форм реорганизации
В запросе налогоплательщик поставил три вопроса. ФНС РФ последовательно ответила на них. Хотя и далеко не полно. Прежде всего, фискальный орган разъяснил, что начиная процесс реорганизации, компания обязана направить в местную ИФНС уведомление по форме № Р12003, утвержденное Приказом № ММВ-7-6/25@.
Далее чиновники указали, что при одновременном выделении и присоединении фирма подаёт заявление о госрегистрации нового юрлица по форме Р12001. На этом ФНС посчитала, что ответила на вопрос налогоплательщика. Однако проблема регистрации реорганизованных компаний гораздо шире, чем это может показаться на первый взгляд.
Начнем с того, что еще в сентябре 2014 года вступили в силу изменения в ст.57 ГК РФ. Они позволили одновременно проводить процессы преобразования, выделения, разделения, слияния и присоединения. Таким образом, Кодекс однозначно разрешил подобную процедуру. Однако, законодатель до сих пор не внес соответствующие изменения в нормативные акты о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а также в законы об организационно- правовых формах. Поэтому и сама ФНС РФ не привела свои уведомления и заявления в соответствии с ГК РФ.
Так, в документах по формам №Р12003 и №Р12001 графа «форма реорганизации» не предусматривает, допустим, одновременного проведения преобразования и присоединения или разделения и выделения.
Следовательно, если предполагаемая реорганизация не укладывается в существующие формы уведомлений (заявлений), то налоговые органы не разрешат её одновременного проведения. В подобных случаях они обязывают налогоплательщика проводить поэтапную процедуру реорганизации и отказываются вносить сведения в ЕГРЮЛ. При этом ИФНС стандартно ссылается на неурегулированность законодательства.
Что же касается судебной практики, то она в этом случае стоит на стороне фискальных органов (Постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-11270/15). И так будет до тех пор, пока государство не внесет изменения в соответствующие законы.
Какая ИФНС вносит сведения в ЕГРЮЛ о начале реорганизации, если в ней участвуют несколько юрлиц?
Считается, что все заявления и уведомления в этом случае должны подаваться в ИФНС по месту регистрации юрлица первым направившим такое уведомление. Это правило опирается на нормы ст.15 закона о госрегистрации юрлиц и предпринимателей. Однако и здесь есть нюансы. В частности ФНС РФ указала, что если в реорганизации участвуют несколько хозяйствующих субъектов, то сведения в ЕГРЮЛ о том, что юрлица проходят стадию реорганизации вносит ИФНС в зоне ответственности которой находится компания последней принявшая решение о реорганизации. Понятно, что эти данные вносятся только на основании формы № Р12003. Такое правило зафиксировано в п. 3.1. Порядка взаимодействия налоговых органов, утвержденного Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/43@.
Исходя из этого, компания, последней принявшая решение о реорганизации, направляет уведомление в свой налоговый орган, а территориальные ИФНС уже сами обмениваются информацией в порядке взаимодействия.
Какой адрес следует указывать в уведомлении, если компания создается путем разделения (выделения) и тут же прекращает свое существование в результате присоединения?
Отвечая на последний вопрос, ФНС РФ сослались на требования к оформлению документов, утвержденные приказом № ММВ-7-6/25@. В частности центральный аппарат фискального органа указал, что если компания возникает в результате разделения (выделения) и тут же прекращает свое существование присоединившись к третьему лицу, то в качестве адреса этого промежуточного субъекта заявитель указывает адрес постоянно действующего исполнительного органа фирмы, подвергнувшейся реорганизации. Если же такого органа нет, то в уведомлении пишется адрес лица, имеющего право действовать без доверенности от имени реорганизуемой компании.