Облегчить жизнь российским предпринимателям и организациям – представителям малого и среднего бизнеса призваны новые поправки в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: Налоговая служба формирует единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных об организациях и предпринимателях, которая подтверждает принадлежность субъекта к категории представителей малого и среднего бизнеса (микроорганизациям, средним или малым предприятиям)*.
*Первые данные о субъектах МСП появятся на сайте ФНС уже первого августа текущего года.
Кому «на руку» создание реестра субъектов малого и среднего бизнеса 2016?
Создание реестра выгодно, в первую очередь, для бизнесменов и предпринимателей, так как позволяет:
- экономить временные ресурсы: общение с государственными и муниципальными органами становится по большей части «электронным»;
- минимизировать затраты на поиск потенциальных поставщиков;
- сократить расходы: при подаче различных заявлений, включая обращения по вопросам налогообложения, а также поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, отпадает необходимость доказывания текущего статуса;
- избежать нежелательного общения с коррумпированными «единицами власти».
Во-вторых, нововведение поможет органам государственной власти всех уровней более эффективно реагировать на потребности бизнес-сообщества, так как создание единого реестра способствует:
- более эффективному проведению анализа положения дел в сфере бизнеса, поскольку в реестр будут включены все необходимые данные о субъектах малого и среднего предпринимательства;
- повышению качества проработки и осуществления мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
Как формируется реестр?
Реестр формируется в автоматическом режиме – на основании данных налоговых отчетностей, поступающих в Федеральную налоговую службу от предпринимателей и организаций, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, – без необходимости введения специальных административных процедур по обязательному предоставлению дополнительной документации.
Иными словами, реестр составляется без обязательного участия в этом процессе организаций и предпринимателей.
Единственное, что требуется от бизнес-субъектов – это правильно оформленная и своевременно поданная отчетность. Необходимыми являются данные о средней списочной численности работников и о размере дохода, полученного в результате осуществления хозяйственной деятельности за предшествующий отчетный период (12 месяцев).
Какие данные вносятся в реестр?
В реестр вносятся сведения, которые уже содержатся в базах данных, а именно:
- о наименовании и месте расположения юридического лица (ФИО и место жительства индивидуального предпринимателя);
- о категории субъекта малого и среднего предпринимательства;
- о кодах ОКВЭД, имеющихся лицензиях;
- о дате внесения сведений в реестр и т. д.
Часть сведений в целях внесения в реестр может быть предоставлена добровольно. Например, о производимой организацией инновационной либо высокотехнологичной продукции, о заключенных в предшествующем календарном году контрактов, об участии в партнерских программах и т.д.
Каким критериям нужно соответствовать, чтобы быть включенным в реестр МСП?
Новыми поправками в Федеральный закон № 209-ФЗ уточняются критерии, согласно которым хозяйствующему субъекту присваивается статус «малого» или «среднего» предприятия. Основными критериями являются среднесписочная численность работников и доход организации (ИП).
Так, если число работников не превышает пятнадцати человек, субъект может быть отнесен к микропредприятию, не превышает ста человек – к малому, двухсот пятидесяти – к среднему предприятию. Соответствующие предельные значения уровня доходов составляют: сто двадцать миллионов, восемьсот миллионов и два миллиарда рублей.
Как часто будут обновляться данные реестра?
Первые данные реестр формируются на основе уже имеющихся данных и информации за предшествующий отчетный период, будут размещены на сайте ФНС первого августа 2016 года. В перспективе, начиная с 2017 года, сведения о принадлежности того или иного субъекта предпринимательства к определенной бизнес-категории будут каждый год обновляться, – десятого августа на основе данных по состоянию на первое июля.
Кроме того, некоторые данные будут вноситься в реестр ежемесячно. Например, о вновь созданных и зарегистрированных субъектах, о прекращении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателях, об изменении видов деятельности, выданных лицензиях и т.д.
Кому будут доступны данные реестра?
Данные реестра будут доступны всем желающим. Юридические лица на основе данных реестра с помощью специального бесплатного сервиса на сайте ФНС смогут быстро найти партнеров, потенциальных поставщиков. Различные ведомства получат возможность использовать сведения реестра с целью планирования контроля и надзора.
Будет ли проверяться достоверность сведений, вносимых в Реестр?
Особого порядка проверки данных не предусмотрено. Будут проверяться в стандартном порядке сведения, содержащиеся в налоговых отчетностях.
Все риски представления ложной или искаженной информации возлагаются на самих бизнес-представителей.