В конце декабря 2017 года ФНС РФ опубликовала письмо № ГД-4-14/26803@. В нём она разъяснила порядок внесения записей в ЕГРЮЛ в отношении некоммерческих организаций. Кроме того, ФНС фактически запретила инспекциям самостоятельно и без ведома Минюста вносить в реестр записи о недостоверности сведений об НКО. Давайте ознакомимся с этим письмом, но вначале — краткая предыстория.

Как мы помним, в феврале 2016 года ФНС РФ издала приказ № ММВ-7-14/72@ и утвердила порядок проверки сведений, внесенных или вносимых в ЕГРЮЛ. В соответствии с данным нормативным актом налоговые чиновники имеют право выезжать по месту регистрации юрлиц, запрашивать документы, привлекать специалистов и опрашивать свидетелей. Таким образом они проверяют достоверность информации, внесенной в реестр. И в случае, если она не соответствуют реальному положению вещей, то сотрудники фискальных органов вносят в реестр юрлиц запись о недостоверности сведений.

В 2016-2017 годах региональные ИФНС по своей инициативе внесли сотни подобных записей. Многие из них были сделаны в отношении НКО. Это вызвало недовольство со стороны Минюста РФ и центральный аппарат ФНС РФ подготовил в середине января 2018 года вышеуказанное информационное письмо. В нём он фактически запретила региональным инспекциям самостоятельно вносить записи об НКО в ЕГРЮЛ.

Алгоритм регистрации НКО

Для начала, ФНС напомнила алгоритм регистрации НКО, принятый в России. В частности, она указала, что закон предусматривает особый, специальный порядок регистрации некоммерческих организаций. Так, подготовив документы для регистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ, представители НКО сдают их в территориальное управление Минюста РФ, а не напрямую в ИФНС, как это делают остальные юрлица или индивидуальные предприниматели.

Решение о госрегистрации или внесении изменений в ЕГРЮЛ, касающихся некоммерческой организации, принимается органом власти, уполномоченным в сфере работы с НКО. Таким органом в России является Минюст, а на местах — его территориальные управления. Именно Минюст и его подразделения издают Распоряжения о регистрации некоммерческих организаций или о внесении сведений в ЕГРЮЛ.

В свою очередь, за внесение информации в ЕГРЮЛ отвечает ФНС и его территориальные органы в регионах. Получив из Управления Минюста Распоряжение, сопроводительное письмо и документы, предусмотренные законом, ИФНС в течении 5 рабочих дней вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ.

После этого регистрирующий орган извещает управление Минюста о внесении информации и направляет ему Лист записи Единого госреестра юридических лиц. Данный Лист впоследствии под роспись передается представителю НКО.

Закон не знает исключений из этого правила.

Последствия недостоверности сведений об НКО в ЕГРЮЛ

Ст.32 Федерального закона № 7-ФЗ о некоммерческих организациях обязывает НКО информировать уполномоченный орган (то есть Минюст РФ) о всех изменениях сведений, указанных в п.1. ст.5 Федерального закона № 123-ФЗ о государственной регистрации юрлиц и предпринимателей. Соответственно при изменении места нахождения, e-maila, состава учредителей, ликвидации и другой информации, некоммерческая организация извещает об этом Минюст РФ.

Уполномоченное лицо, назначенное НКО, заполняет необходимую форму (14001), прикладывает требуемые документы и сдаёт их в территориальное управление. В свою очередь Минюст проверяет пакет и при отсутствии замечаний направляет его в ИФНС, отвечающую за внесение данных в ЕГРЮЛ.

Неоднократное нарушение некоммерческой организацией данного порядка ведет к её административной ликвидации. Управление Минюста вправе обратиться в суд и потребовать прекратить деятельность НКО, что и происходит на практике.

Выводы и рекомендации

Итак, инспекции не имеют права по своей инициативе и без ведома Минюста вносить в ЕГРЮЛ информацию об НКО.

Но что делать, если налоговые органы еще до выхода этого разъяснения ФНС уже внесли запись о недостоверности сведений? Прежде всего, можно обжаловать действия ИФНС в вышестоящем органе, либо в арбитражном суде. Однако после данного письма инспекции, скорее всего, сами проверят базу и при наличии оснований (отсутствие Распоряжения и документов из Минюста) исключат запись о недостоверности.

Вот только этот факт не должен успокаивать руководителей и учредителей организации. Между ФНС и Минюстом существует положение о взаимодействии. Поэтому, исключив сведения, налоговый орган тут же известит управление Минюста о выявленном нарушении, а последнее назначит свою проверку. Исходя из этого, мы рекомендуем, не дожидаясь негативных последствий, подготовить уведомление (по форме 14001) и направить его в управление Минюста для внесения изменений в ЕГРЮЛ, либо обратиться к специалистам, которые помогут исправить ситуацию.

Оцените эту страницу!
[Всего: 0 Средний: 0]

Смотрите также:

Разъяснения Минюста по вопросам регистрации некоммерческих организаций при создании, а также по вопросу изменения состава учредителей НКО

При регистрации некоммерческих организаций (далее НКО) часто вставал вопрос: как правильно заполнять заявление Р11001 о создании НКО, а именно листы,

Подробнее ➔

Поделиться

VK
Skype
WhatsApp
Telegram
Email
Print

Остались вопросы по услугам?

Отправьте свои контактные данные. Менеджеры свяжутся с вами при первой возможности и проконсультируют об услугах, которые могут быть полезными в Вашей, возможно, уникальной ситуации. Мы очень внимательно относимся к каждому клиенту и приложим все усилия, чтобы решить проблему.

Не обязательно

Получайте регулярную рассылку публикаций и новостей от компании «Гестион»

Отправляя эту форму, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Рейтинги и достижения

Рейтинг RAEX Гестион
Право ру рейтинг Гестион
Коммерсант рейтинг Гестион
Деловой Петербург рейтинг
White square journal рейтинг Гестион
BUHRaiting Гестион
Прокрутить наверх

Заказать обратный звонок

Специалист ответит в рабочее время:
ПН-ЧТ: 10:00 - 19:00
ПТ: 10:00 - 18:00