В мае текущего года ФНС издало приказ, подробно регламентирующий проверку информации вносимой юрлицами в ЕГРЮЛ [1]. Этот документ устанавливает четкие основы для её проведения и очерчивает границы полномочий фискальных органов в процессе регистрации. Игнорирование его положений может привести предпринимателей к потерям времени и денег. Поэтому давайте более внимательно ознакомимся с этим нормативным актом.
Основания для контроля сведений
Их достаточно много. Перечислим только главные. Прежде всего – это возражения третьего лица на изменение устава (внесение новой информации в ЕГРЮЛ). Например, уполномоченный гражданин направил заявление о внесении изменений в региональное ИФНС, однако один из участников компании представил налоговым чиновникам свое заявление с возражениями по причине того, что он не принимал участия в собрании, а его подпись в протоколе подделана [2]. Такое вполне может быть. Особенно если устав не предусматривает нотариальной заверки протокола.
Далее, ИФНС назначит проверку, если обнаружит какое-нибудь расхождение сведений содержащихся в её базе с информацией, находящейся в документах, поданных на регистрацию. Например, несовпадение фамилий руководителей и учредителей с имеющимися в базе, расхождения в адресах, в данных паспортов и так далее. В частности, автор этих строк два-три месяца назад был свидетелем того, как ИФНС отказала заявителю во внесении изменений в ЕГРЮЛ. Заполняя документы, вновь принятый юрист не учел, что местные власти более года назад изменили нумерацию домов, где проживал один из руководителей — учредителей компании. В результате возникло несовпадение сведений, имеющихся у ИФНС, с информацией, представленной фирмой. Впрочем, от такой ошибки не был бы застрахован и опытный регистратор.
Особое внимание приказ уделяет проблеме адресов «массовой регистрации».
Так, налоговые чиновники начнут проверку, если обнаружат, что заявитель хочет зарегистрировать или перерегистрировать компанию по адресу, где уже числится пять и более фирм. Подобных примеров – тысячи. Вот один из них. Предприниматель из Уфы Соколов решил создать ООО «ПромТехПроект» по адресу г. Уфа, ул. Вологодская, 79. Однако налоговая инспекция отказала в регистрации. В ходе изучения адреса выяснилось, что по нему уже зарегистрированы десятки фирм, и Соколов просто физически не сможет открыть там офис. Тогда заявитель направил жалобу в суд, но арбитраж встал на сторону ИФНС и отказал Соколову [3].
Почему фискальные органы уделяют такое внимание «резиновым» адресам? Всё очень просто. По ним регистрируются фирмы — однодневки, которые потом используются для уклонения от уплаты налогов и обналичивания денежных средств. Так, например, 20 июля 2016 года в городе Самаре полиция пресекла нелегальную банковскую деятельность. Все переводы злоумышленников шли через компании, зарегистрированные по одному адресу, где числилось около 30 фирм.
Далее, принимающий решение инспектор проявит живейший интерес к месту регистрации, если оно находится в разрушенном здании, или по этому адресу располагаются военные части, органы государственной или муниципальной власти. Просто удивительно, по каким только адресам не пытаются зарегистрироваться предприниматели. Например, в Саратове один офицер вышел в отставку и решил заняться бизнесом. Оформляя фирму, он не нашел ничего лучшего, как зарегистрировать ее по месту расположения воинской части, где раньше проходил службу. Понятно, что ИФНС отказала в регистрации.
Другой юный бизнесмен, перерегистрируя компанию, недрогнувшей рукой вписал в заявление адрес администрации сельского поселения, где работал его отец. И в этом случае бдительные налоговики «завернули» документы. Справедливости ради стоит сказать, что такие факты происходят не по злому умыслу, а вследствие незнания людьми законов.
В обязательном порядке налоговая инспекция притормозит документы для оформления по предполагаемому месторасположению компании, когда обнаружит, что у нее уже имеются возражения собственника данного объекта, касающиеся регистрации юрлиц.
Так, например, в 2015 году ИФНС № 11 по Вологодской области отказалась зарегистрировать фирму ООО «Ристорн» по заявленному обществом адресу. В ходе проверки чиновники запросили собственника помещения, в котором хотела зарегистрироваться «Ристорн», о согласии последнего на предоставление адреса. Однако владелец помещения гражданин Павлов сообщил, что он не предоставлял юрадрес заявителю и попросил отказать в регистрации. Учитывая данный факт, ИФНС направила руководителю «Ристорн» отказ во внесении сведений в ЕГРЮЛ. «Ристорн» обжаловал данный факт, но арбитражный суд опять же встал на сторону фискальных органов [4].
Как правило, такие случаи возникают в результате необдуманных, а зачастую и умышленных действия арендаторов. Они заключают фиктивные договоры субаренды с гражданами, оформляющими или перерегистрирующими компанию, и предоставляют им адрес. При этом стороны не извещают собственника помещения. В итоге, в базе фискальных органов с течением времени появляется новый «резиновый» адрес массовой регистрации.
Особое внимание уделяет приказ ФНС фирмам, меняющим адрес во время проведения в отношении них выездной налоговой проверки. Таким компаниям также следует ожидать пристального изучения предоставленных ими документов.
Основанием для назначения проверки является также предполагаемая смена адреса при наличии задолженности перед бюджетом. Особенно это касается юрлиц, переезжающих в другой субъект РФ. В этом случае, кстати, компания с долгом более 10 миллионов рублей ставится на особый учет в центральном аппарате ФНС РФ в Москве, как «налогоплательщик — мигрант» [5].
Затрагивает нормативный акт и проблему внесения недостоверных сведений о руководителях и учредителях юрлица. Так, если заявитель вносит в ЕГРЮЛ сведения о руководителе или учредителе компании, в отношении которых уже вносилась запись о недостоверности сведений, либо эти люди имеют непогашенное административное взыскание за не предоставление или недостоверное внесение сведений в ЕГРЮЛ, то это также будет основанием для проверки.
Далее проверка будет назначена, если регистрирующий орган получит незаверенное нотариально заявление учредителя о выходе из ООО с переходом доли оформленное до 01.01.2016 года.
Ну и наконец, ИФНС обязательно направит проверяющих, в случаях, когда фирма в результате реорганизации прекращает существование, но при этом она имеет долги перед бюджетом либо в отношении нее проводится налоговая проверка, или в реорганизации участвуют два и более юрлица.
Как проходит проверка
Прежде всего, ИФНС выясняет достоверность сведений, изучая информацию и документы уже имеющиеся в её распоряжении. Кроме того, исследованию подлежат возражения третьих лиц, а также бумаги и пояснения, предоставленные самим заявителем.
В более сложных случаях фискальные органы кроме изучения документов истребуют объяснения, осматривают объекты недвижимости и привлекают экспертов для разрешения возникающих вопросов [6].
Если поводом для проверки послужило заявление о недостоверности данных, то налоговая инспекция применяет все вышеизложенные способы. При этом проверка не может длиться больше 1 месяца следующего после истечения 7 рабочих дней с момента получения заявления [7]. Впрочем, это время может быть увеличено и до 2-ух месяцев [8].
В ходе проверки, как уже говорилось выше, чиновники ФНС могут опрашивать граждан. Опрос проводится как в здании налоговой инспекции, так и по месту жительства человека, если он не может явиться по повестке по объективным причинам.
Что же касается объектов недвижимости, то уполномоченное лицо осматривает их в присутствии двух понятых либо с использованием видеосъёмки. Как правило, при выявлении «резиновых» адресов, либо при несогласии хозяина предоставить адрес юрлицу одновременно с осмотром проходит и опрос свидетелей.
Порядок использования результатов проверки
Итак, чиновники ИФНС установили, что информация в заявлении не соответствует действительности. Они тут же оформляют отказ в регистрации, оставляют у себя все документы и не возвращают госпошлину. То есть заявитель теряет деньги, время и начинает всю процедуру заново.
Если инспекторы установят недостоверность информации, касающейся адреса юрлица, его собственников, специализированных регистраторов [9], характеристики долей, Ф.И.О. директора, а также его паспортных данных, то ИФНС направит заявителю уведомление о представлении правильных сведений. Не получив запрошенные данные в установленный срок, налоговики внесут в реестр сведения об их недостоверности.
Кроме того, в обязательном порядке фискальная служба после окончания проверки проинформирует [10] об её итогах лицо, направившее возражение о включении сведений в ЕГРЮЛ или заявление об их недостоверности.
Краткие выводы
Итак, майский приказ ФНС РФ ввел ограниченный перечень оснований для проведения проверок поступивших документов, а также определил способы проверки. Территориальные налоговые инспекции не вправе расширять их по своему усмотрению.
С другой стороны, налоговая служба еще раз подтвердила правомочность практики продления регистрации. При наличии оснований она может затянуться на 1, а то и на 2 месяца. Следовательно, граждане, не имеющие опыта в работе с юрлицами и желающие ускорить процесс должны обращаться в специализированные организации для получения соответствующих услуг. В противном случае есть реальная возможность потерять деньги и время.
[1] Приказ ФНС РФ № ММВ-7-14/72@ » Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».
[2] В том случае, если устав ООО не предусматривает нотариальной заверки протокола общего собрания.
[3] Решение арбитражного суда республики Башкортостан по делу № А07-1841/2011 от 21.04.2011 года.
[4] Решение арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-12468/2015 от 31.12.2015 года.
[5] Письмо ФНС РФ № ГД-4-8/9075В от 23.05.2016 года.
[6] П.п. а-д. п.4.2.Ст.9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации.
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями).
[7] П.9. Приказа ФНС № ММВ-7-14/72@ от 11.02.2016 года.
[9] Держатель реестра акционеров.
[10] В течение десяти рабочих дней после ее окончания.