В декабре 2016 года Минюст зарегистрировал приказ Минфина № 169н, вводящий в действие новый регламент регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Он сменил старый документ утвержденный приказом № 87н того же Минфина в 2012 году. Между этими регламентами есть некоторые различия о которых мы и поговорим в нашей статье.
Уточнение круга заявителей на получение услуги
Учитывая произошедшие за 4 года изменения гражданского законодательства, Минфин РФ немного уточнил круг и полномочия лиц, имеющих право подавать заявления в ИФНС.
Например, ранее действующий регламент предусматривал, что нотариус, удостоверив сделку по купле — продажи доли в обществе с ограниченной ответственностью вправе выступить заявителем при внесении изменений в ЕГРЮЛ. Это право у него осталось и в новом регламенте. Однако теперь он может выступать заявителем и при залоге доли (либо её части) в ООО. Прежний нормативный акт Минфина об этом ничего не говорил.
Кроме того, Минфин уточнил, что участник общества, нотариус или исполнитель завещания, утвердившие доверительное управление ООО, могут выступать заявителями при внесении изменений в ЕГРЮЛ, касающихся данного управления.
Продолжительность телефонной консультации больше не регламентируется
В последние годы чиновники министерств и ведомств пытаются чуть ли не поминутно регламентировать все процессы оказания государственных услуг. При этом как то забывается, что Россия- это не Япония или Германия. Тем не менее прежний документ предусматривал, что период консультации по телефону не может превышать 10 минут. Практика показала, что подобная мелочная регламентация во многих случаях невозможна. Поэтому новый нормативный акт Минфина вообще не содержит указаний на то, как долго может продолжаться разговор с работником налоговой инспекции по телефону.
Сокращение срока оказания услуг
В новом документе разработчики существенно сократили срок регистрации новых юрлиц, а также индивидуальных предпринимателей. Раньше он составлял пять дней, а теперь только три. Также за три дня ИФНС обязана внести в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации юридического лица. Прежде на эту процедуру ей давались те же пять дней.
Документ предусматривает и порядок действий фискальных органов при получении сведений о направлении жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о принятии к производству иска в отношении ликвидируемого лица. Получив такие бумаги налоговики обязаны приостановить оказание госуслуги вплоть до вынесения судебного акта, свидетельствующего об окончании производства по делу.
Перечень документов, представляемых для получения услуги
Небольшие изменения есть и в этом разделе. Например, создаваемые или реорганизуемые юрлица, которые будут действовать на основании типового устава, могут вообще не его представлять в налоговые органы.
Далее, если непубличное общество становится публичным, то наряду с другими документами оно обязано передать в ИФНС еще и решение ЦБ РФ о регистрации проспекта акций. И наоборот. В случае, когда общество становится непубличным и это отражается в его названии, то заявитель обязан направить в налоговые органы решение Центробанка о том, что оно освобождается от обязанности раскрывать сведения о своих акциях. Это дополнение также связано с изменением гражданского законодательства.
Сократился и состав документов необходимых для проведения процедуры присоединения. Минфин исключил из списка передаточный акт.
В целях более плотного контроля так называемых «кочующих» налогоплательщиков, разработчики регламента уделили особое внимание юрлицам, меняющим адрес регистрации. Кроме заявления и решения об изменении места нахождения, они должны направлять в ИФНС документы подтверждающие право пользования на объект или его часть, где будет располагаться субъект хозяйственной деятельности. Это право может принадлежать, как самому юрлицу, так и его руководителю, либо участнику, владеющему не менее чем 50% голосов общества.
Впрочем Минфин тут же оговорил, что данное правило не действует, если общество зарегистрируется по месту проживания руководителя или участника владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов.
Далее, список документов при ликвидации юрлица пополнился уведомлением о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. Сейчас такие сведения содержатся в заявлении по форме Р15001. Значит скоро ФНС внесет изменения в приказ N ММВ-7-6/25@.
Ну, и, наконец, небольшие дополнения появились в процессе регистрации ИП. Так если человек намеревается работать в сфере образования или воспитания детей и подростков, то он должен представить в ИФНС решение о допуске к работе, выдаваемое комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Создание условий для инвалидов
Прежний регламент (правда в редакции 2013 года) уже содержал указание на то, чтобы территориальные налоговые органы обеспечили инвалидам возможность получения госуслуги. Но данная обязанность была зафиксирована только в одной строке. Для России это, конечно, недостаточно. У нас всё надо подробно расписать, иначе чиновники, как всегда, проигнорируют указание руководства. Поэтому новый документ конкретно объяснил, что и как следует сделать для обеспечения прав инвалидов. В частности он содержит требования об использовании шрифта Брайля, о допуске с инвалидом сурдопереводчиков, собак- поводырей, о возможности использования в офисном помещении кресел- колясок и так далее.
Основания для приостановления или отказа в предоставлении услуги
Этот раздел пополнился довольно существенно. Вот только некоторые новеллы. Так, фискальные органы получили право приостанавливать оказание услуги если у них возникли сомнения в достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ. Кроме того, отказ последует, когда фирма, находящаяся в процессе ликвидации, реорганизации или уменьшения уставного капитала не уведомила об этом своих кредиторов.
Уделил внимание Минфин и гражданам, которые ранее владели или руководили компаниями, имевшими долги перед государством. Например, ИФНС откажется внести сведения об участнике или руководителе юрлица в реестр, если выяснит, что данные люди когда-то имели в собственности более чем 50 % голосов общества или руководили фирмами, которые затем были исключены из ЕГРЮЛ и при этом имели безнадежную задолженность перед бюджетом. Правда подобная ситуация возможна только в случае, когда заявление о внесении сведений о таких предпринимателях поступит в налоговую ещё до истечения трех лет с момента исключения из ЕГРЮЛ их бывшей «проштрафившейся» перед государством организации. Таким образом власти пытаются поставить заслон на пути безответственных бизнесменов.
Кроме того, налоговая инспекция откажется внести информацию в ЕГРЮЛ о человеке ранее руководившем юрлицом, в отношении которого (имеется ввиду-юрлицо) есть неисполненное судебное решение о ликвидации. Однако и в этой ситуации данное правило действует, если не истекли три года с момента внесения соответствующей записи в реестр юрлиц.
Уточнения, внесенные в порядок обжалования
В данном разделе Минюст РФ особо отметил, что у налоговых органов не имеется оснований для приостановления рассмотрения жалобы. Впрочем, чуть далее разработчики документа уточнили, что ИФНС имеет право и вовсе не отвечать заявителю, если сотрудники налогового органа не могут прочитать жалобу или ее часть, либо если она содержит нецензурные выражения, мат, угрозы и оскорбления.
Далее, при выявлении в результате рассмотрения обращения признаков административного правонарушения или преступления, должностное лицо ИФНС обязано направить эти материалы в прокуратуру.
Кроме того, регламент теперь содержит порядок информирования заявителя о принятом решении, а также указание на то, что заявитель вправе обжаловать решение налогового органа по его жалобе.
Краткие выводы
Новый регламент полностью соответствует изменениям в гражданском законодательстве, которые произошли с 2013 года. По большому счету Минфин вполне мог оставить в силе и прежний документ, введенный в действие Приказом №87н. Однако он предпочел не вносить в него дополнительные правки, а сразу же принять новый нормативный акт. Возможно в этом тоже есть рациональное зерно. Лучше уж издать новый регламент чем бесконечно латать старый.
Тем не менее новый документ не содержит особо глобальных изменений. Он просто сократил срок оказания услуг и уточнил некоторые детали. Не более того.
Ну и наконец есть еще один момент на который хочется обратить внимание. На некоторых сайтах появилась информация, о том что новый регламент впервые позволил сдавать документы в электронном виде, а также через МФЦ. На самом деле это не так. Точнее не совсем так. Дело в том, что подобную возможность дал заявителям еще старый документ. Правда в редакции 2013 года. (п.65).