Ежегодно региональные ИФНС закрывают в России тысячи компаний. При этом фискальные органы действуют в строгом соответствии с законом о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Ст.21.1 закона № 129-ФЗ позволяет чиновникам исключить юрлицо из ЕГРЮЛ, если оно в течение последнего года не направляет отчетность в ИФНС и не проводит операций по банковским счетам.
До сих пор многие предприниматели, не желающие терять время в налоговой инспекции, платить деньги за публикацию в Вестнике государственной регистрации и нести нотариальные расходы, просто «бросают» фирму. В конце концов, ИФНС в административном порядке закрывает компанию, а бывший учредитель тут же регистрирует новое предприятие, либо уходит на руководящую должность в другую организацию.
Всё изменилось в марте 2015 года, когда законодатель внес в пункт 1 ст.23 закона о госрегистрации подпункт «ф». Именно данная норма привела в уныние многих бизнесменов, привыкших закрывать «ненужные» фирмы «руками государства». Если говорить вкратце, то эта новелла поставила регистрацию изменений в ЕГРЮЛ, создание новых организаций, а также карьеру человека в прямую зависимость от того, как была закрыта компания, где он когда-то числился руководителем или владел не менее, чем 50% голосов.
На практике это выглядит следующим образом. Региональная ИФНС получает документы на регистрацию юрлица или изменений, связанных с внесением новых сведений об участнике или руководителе уже действующей компании. Чиновники по базам проверяют полученную информацию и выясняют, что этот гражданин ранее владел более 50% голосов в фирме, которая впоследствии была исключена из ЕГРЮЛ, как недействующая. При этом данное ООО на момент ликвидации имело долги перед бюджетной системой, либо его задолженность была признана безнадежной ко взысканию. При совокупности этих факторов, ИФНС немедленно отказывает в государственной регистрации.
Точно также она не зарегистрирует изменения, либо новое юрлицо, если выяснит, что учредитель/руководитель вновь создаваемой организации, либо новый участник/руководитель действующего ООО ранее возглавлял компанию, которая была исключена из ЕГРЮЛ, как недействующий субъект и при этом еще имела непогашенные долги перед бюджетом.
Правда и в первом и втором случае данное правило действует только в течение 3 лет с момента ликвидации «брошенной» компании. Но от этого не становится легче. Ведь жить и работать надо сегодня, а не через три года.
Судебная практика
Предприниматели, испытавшие на себе действие такой новеллы активно обжалуют решение налоговых органов в арбитражных судах. Однако судьи всегда встают на сторону ИФНС. Так, житель Хабаровска еще в 2011 году «забросил» свою фирму. В апреле 2016 года налоговая инспекция исключила ее из ЕГРЮЛ. А в сентябре 2016 года одно из министерств Хабаровского края назначила бывшего владельца данной компании директором государственного предприятия. Однако ИФНС отказалась регистрировать изменения в ЕГРЮЛ, связанные с назначением руководителя.
Несостоявшийся директор обжаловал отказ в арбитражном суде, который оставил решение инспекции в силе. Всё дело в том, что бывшая фирма кандидата на директорское кресло была ликвидирована с долгом перед бюджетом в размере 11 236 рублей. Мелочь, но она поставила крест на карьере человека в ближайшие три года. И таких случаев всё больше и больше.
При этом возникает довольно интересная коллизия. Допустим, гражданин спохватился и решил заплатить долги ликвидированной компании перед бюджетом. С ноября 2016 года закон позволяет третьим лицам оплачивать налоги за ИП и организации. Но в данном случае речь идет о несуществующей фирме. А это противоречит российскому законодательству, которое признаёт налогоплательщиком только действующее предприятие. Получается, что для оплаты долга надо сначала обжаловать ликвидацию юрлица, восстановить его в ЕГРЮЛ и только потом перечислять деньги. Однако это очень громоздкий путь и никто не рискнет воспользоваться им.
В целом же, анализ судебных решений по жалобам заявителей позволяет сделать вывод, что чаще всего безнадежными ко взысканию признаются долги по налогу на прибыль, НДС и задолженность по УСН. Следует также отметить, что долги по страховым взносам вообще не фигурируют в судебных актах. По-видимому, это связано с тем, что решение о признании долга безнадежным принимается ИФНС. А налоговые органы до 01.01.2017 года не администрировали уплату страховых взносов.
Задолженность недействующих фирм по страховым взносам и штрафам за непредставление отчетности до 01.01.2017 года
Для начала следует развеять миф, который бытует среди многих бизнесменов. Они полагают, что фраза закона о задолженности перед бюджетом относится только к налогам. А страховые взносы и штрафы за непредоставление отчетности предназначены для ПФР и ФСС, которые являются внебюджетными фондами. Поэтому данные суммы не считаются задолженностью перед бюджетом. Это грубая ошибка. Ст.10 Бюджетного Кодекса относит внебюджетные фонды к бюджетной системе РФ.
Другой вопрос, что ПФР и ФСС редко штрафуют недействующие ООО и руководителей за несданные отчеты. Всё зависит от загруженности специалистов фондов, наличия времени и ресурсов, а также их стремления улучшить свою отчетность. Если недействующая компания годами направляет «нулёвки», а потом прекращает их сдавать, то ФСС и ПФР вряд ли накажут организацию. В противном случае во внутренней отчетности фондов появятся суммы начисленных, но не взысканных штрафов. А это ухудшит показатели региональных ФСС и ПФР. Поэтому чиновники иногда сквозь пальцы смотрят на подобные нарушения. И совсем другое дело, когда отчет не сдаст действующая фирма. Здесь фонды обязательно наложат взыскание.
Далее, несмотря на взаимодействие между налоговыми органами и внебюджетными фондами, ФНС до последнего времени не относила штрафы за нарушение порядка предоставления отчетности по линии ПФР и ФСС к безнадежным долгам. Ведь закон четко увязывает возможность ликвидации неработающей фирмы с непредставлением документов именно по налогам и сборам. Вопросы отчетности по страховым взносам регламентировались законами о ПФР и ФСС, а не НК РФ.
Поэтому налоговики легко закрывали фирмы только на основании справок из банка об отсутствии движений денежных средств по счетам и о непредставлении отчетов в ИФНС. Об отчетности для ПФР и ФСС речь вообще не шла. Выписки из ЕГРЮЛ по закрытым фирмам ярко подтверждают этот факт.
Расширение полномочий налоговых органов в области обязательного страхования. Изменение ситуации для владельцев недействующих фирм
С 01.01.2017 года налоговые органы получили права администрирования в области взимания страховых взносов. ИФНС станет штрафовать налогоплательщиков за нарушения в сфере уплаты взносов в ПФР и ФСС, а также за непредоставление или несвоевременное предоставление расчетов, сведений и документов. Для предпринимателей это означает, что при административной ликвидации недействующих организаций, фискальный орган будет признавать безнадежными не только долги по налогам, но и по страховым взносам, а также по штрафам за нарушение порядка предоставления отчетности.
Следовательно возрастёт число людей, которые будут существенно ограничены (по крайней мере на три ближайших года) в своих правах на карьеру или на занятие предпринимательской деятельностью. Учитывая вышеизложенное мы настоятельно рекомендуем гражданам не «бросать» ненужные им фирмы, а ликвидировать их в соответствии с законом. В противном случае можно на целых три года забыть о руководящих постах или о своём бизнесе.