Разрешение корпоративных споров

Чем более успешен бизнес, тем большему риску корпоративного захвата или передела он подвержен.

Корпоративные споры в организации губительно влияют на бизнес, приводят к потере контроля над деятельностью компании и даже полному прекращению ее функционирования. Поэтому крайне важно как можно быстрее найти эффективный и максимально безболезненный путь разрешения сложившейся конфликтной ситуации.

Любой корпоративный конфликт дезорганизует компанию, приводит к усилению неопределенности и препятствует конструктивному развитию. Возникающие на почве противоположных интересов противоборствующих сторон, корпоративные споры способны нанести предприятию непоправимый ущерб, выражаемый как в прямых финансовых убытках и в упущенных возможностях, так и в подрыве деловой репутации.

Понятие и виды корпоративных споров

Чем сложнее бизнес-структура организации, тем больше вероятность несовпадения интересов и целей ее участников — мажоритариев и миноритариев, менеджеров и акционеров, хозяйственного общества и инвесторов.

Под корпоративными спорами понимается борьба интересов в бизнес-сфере, касающаяся передела собственности и областей влияния. Корпоративные конфликты подразделяются на внешние (в частности, недружественные поглощения и рейдерские захваты) и внутрикорпоративные (конфликты между собственниками бизнеса, членами трудового коллектива, акционерами, наёмными управленцами и т. д.).

Корпоративные споры могут возникать по поводу:

  • регистрации, реорганизации и ликвидации общества;
  • распределения акций, паев, долей в уставном капитале;
  • оспаривания сделок по искам акционеров и учредителей корпорации;
  • изменения полномочий и ответственности руководства компании;
  • выпуска, эмиссии и размещения ценных бумаг;
  • возмещения убытков, принесенных организации;
  • обжалования действий и решений руководящих органов организации и т.д.

Между строк: вышеперечисленные виды корпоративных споров и иные категории споров, указанные в ст. 225.1 АПК, рассматриваются арбитражным судом, в отличие от трудовых споров, которые подведомственны судам общей юрисдикции.

Основные причины возникновения корпоративных споров

В основе корпоративного конфликта, который в любой момент может обернуться корпоративным спором, всегда лежит столкновение «властных» и финансовых интересов. К основным же факторам, способствующим возникновению корпоративных конфликтов, можно отнести:

1. Информационную закрытость организации

Очень часто представители высшего менеджмента и крупные акционеры находятся «в одной связке», поддерживая и реализуя одни и те же управленческие схемы, направленные на удовлетворение собственных интересов, а интересы мелких акционеров не учитываются. Последние воспринимаются как неизбежный «балласт», которым нужно лишь выплачивать положенные дивиденды, но ни в коем случае не допускать к процессу принятия важных управленческих решений. Поэтому управляющие компанией лица всячески «оберегают» информацию, связанную с деятельностью юридического лица, любыми способами препятствуя ее раскрытию. Подобная тактика неизбежно вызывает атмосферу недоверия в среде миноритарных акционеров, приводя к холодным войнам и открытым столкновениям с должностными лицами и мажоритарными акционерами фирмы.

2. Несовершенство системы корпоративного управления

Многие компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, не применяют всех доступных и предоставляемых законом инструментов в ходе формирования организационной управленческой структуры общества и в процессе управления их компетенцией. К примеру, широко распространено дублирование в уставах положений закона (касаемо «дерева» органов управления и полномочий конкретных единиц), что на практике неизбежно приводит к возникновению неоднозначных и спорных ситуаций, связанных c необходимостью отнесения решения определенных вопросов к компетенции конкретных органов. Принятие же органом не входящего в его компетенцию решения может приводить к оспариванию и признанию такого решения недействительным. Кроме того, вследствие непродуманности и халатного отношения к построению организационной структуры органов управления компании, могут быть образованы параллельные органы, наделенные сходными, «пересекающимися» и одноименными компетенциями, что с высокой долей вероятности будет вызывать корпоративные конфликты и судебные споры.

3. Неразвитость системы хранения прав на акции

Информация о правах на акции отражается в реестре акционеров, который ведется либо самим эмитентом, либо регистратором – специализированной организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг. В том случае, если реестр ведет само общество, перед ним масса возможностей для реализации недобросовестных полузаконных манипуляций — от непредставления реестровой информации до умышленной утраты данных.

Кроме того, к числу внешних причин, являющихся хорошим подспорьем для возникновения корпоративных конфликтов, относится часто меняющееся и зачастую противоречивое законодательство.

Решение корпоративных споров в суде

Разрешение большинства корпоративных споров относится к исключительной компетенции арбитражных судов. Само, достаточно недавнее, появление правовой категории «корпоративных споров» в арбитражном процессуальном законодательстве сыграло положительную роль, так как позволило объединять разнородные споры с участием юридических лиц в одном судопроизводстве. И если ранее подобные споры могли длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, так как искусственно затягивались заинтересованными лицами путем возбуждения параллельных процессов в судах общей юрисдикции, то в настоящее время судебная защита осуществляется гораздо эффективнее.

Безусловно, решение корпоративных споров в суде часто осложняется, во-первых, целым комплексом сопутствующих вопросов, которые затрагивают сразу несколько отраслей права и могут касаться имущественных, трудовых отношений, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности и т.д. Во-вторых, противоречивостью и нестабильностью действующего законодательства. И в третьих – злоупотреблением полномочиями на местах.

Выигрыш корпоративного спора, связанного с разделом собственности и контролем над ценными активами всегда на стороне того, кто использует возможность привлечения компетентных специалистов в области корпоративного права, обладающих гибкостью и умеющих профессионально использовать в пользу клиента нюансы законодательства.

Важно: корпоративные споры, решаемые в судебном порядке, всегда привлекают внимание общественности и СМИ, в результате чего может пострадать репутация компании. Поэтому лучше всего избегать судебных разбирательств, используя альтернативные способы урегулирования корпоративных конфликтов.

Альтернативные методы разрешения корпоративных конфликтов

Современное бизнес-сообщество нуждается в качественно новых подходах к правовому регулированию и механизмам правовой защиты. Так, внесудебные альтернативные методы разрешения корпоративных конфликтов, основанные на добровольных началах и доверии, позволяют сохранить положительную репутацию компании и здоровые деловые отношения между участниками. К таким методам относятся:

  • переговоры – процедура, не предполагающая участия в урегулировании конфликта третьих лиц и позволяющая сторонам напрямую разрешить конфликт;
  • медиация – урегулирование конфликта с привлечением третьей, нейтральной стороны, задача которой содействовать сторонам в достижении соглашения;
  • привлечение «третейского суда» – разрешение конфликта с помощью независимого арбитра, уполномоченного вынести обязательное для исполнения сторонами решение. Подобная процедура максимально приближена к судебному разбирательству, но по факту таковой не является.

Важно: всегда проще предотвратить конфликт, чем его впоследствии разрешать. Продуманная сбалансированная структура корпоративных отношений, разработанная с учетом специфики конкретного бизнеса, сведет к минимуму риски возникновения внутрикорпоративных конфликтов.

Оцените эту страницу!
[Всего: 0 Средний: 0]

Смотрите также:

На зло мошенникам

Назло мошенникам

Введут ли в России механизм компенсационных выплат обманутым гражданам? По итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека,

Подробнее ➔

Поделиться

VK
Skype
WhatsApp
Telegram
Email
Print

Остались вопросы по услугам?

Отправьте свои контактные данные. Менеджеры свяжутся с вами при первой возможности и проконсультируют об услугах, которые могут быть полезными в Вашей, возможно, уникальной ситуации. Мы очень внимательно относимся к каждому клиенту и приложим все усилия, чтобы решить проблему. Также Вы можете позвонить на бесплатную линию по номеру 8-800-555-83-25 и задать интересующий вопрос.

Не обязательно

Получайте регулярную рассылку публикаций и новостей от компании «Гестион»

Отправляя эту форму, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Рейтинги и достижения

Рейтинг RAEX Гестион
Право ру рейтинг Гестион
Коммерсант рейтинг Гестион
Деловой Петербург рейтинг
White square journal рейтинг Гестион
BUHRaiting Гестион
Прокрутить вверх

Заказать обратный звонок

Специалист ответит в рабочее время:
ПН-ЧТ: 10:00 - 19:00
ПТ: 10:00 - 18:00

Также Вы можете позвонить на бесплатную линию по номеру 8-800-555-83-25 и задать интересующий вопрос.