Как зарегистрировать бизнес: выбор формы, документы, бухгалтерия

Как зарегистрировать бизнес: документы, форма, бухгалтерия
Артем Лызин
Артем Лызин
Юрист, руководитель компании ООО «Гестион» (г. Москва), эксперт по вопросам корпоративного права.

Сегодня многие хотят открыть свое дело, не быть наемным работником, а полностью заниматься тем, что интересно им самим. Как предпринимателю зарегистрировать бизнес? С чего начать? Что является главным для открытия своего дела? На что обратить внимание? Разбираем эти вопросы вместе, а также изучаем пошаговый алгоритм действий.

Как выбрать подходящую организационно-правовую форму при регистрации?

Перед тем, как зарегистрировать малый бизнес, необходимо определиться с формой организации. В данном вопросе следует отталкиваться от ряда параметров:

  • Вида деятельности.
  • Начального капитала.
  • Перспектив развития.
  • Необходимости привлечения инвестиций и оформления кредитов.
  • Оформление лицензий и разрешительной документации и т. д.

При выборе подходящего варианта необходимо учитывать достоинства и недостатки каждой организационно-правовой формы. Рассмотрим их более подробно.

Самозанятые (плательщики НПД)

Самый простой вариант открыть свое дело – стать самозанятым. Все, что нужно сделать, – зарегистрироваться в приложении «Мой налог», и можно начинать работать.

Обо всех преимуществах работы в качестве самозанятого мы рассказывали в нашей статье. Если коротко:

  • нет обязательных взносов, которые есть у ИП;
  • не нужен кассовый аппарат;
  • налог рассчитывается автоматически;
  • нет никакой отчетности;
  • низкая ставка налога: 4% при работе с физическими лицами и 6% при работе с организациями;
  • возможность использования налогового вычета на 10 000 руб., который также автоматически рассчитывается.

Но, конечно, у такого варианта есть и свои минусы:

  • небольшой лимит годового дохода (2,4 млн. руб. в год);
  • нельзя иметь наемных сотрудников;
  • ограниченное количество доступных видов деятельности (нельзя заниматься перепродажей товаров, например).

Если какие-то из названных ограничений не подходят для вашей идеи, необходимо рассмотреть следующие варианты: ИП или ООО.

Индивидуальный предприниматель

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, которое в установленном законодательством порядке уведомило государство о ведении им предпринимательской деятельности.

Главные достоинства в сравнении с ООО:

  • простая и быстрая регистрация;
  • такое же простое и быстрое прекращение регистрации;
  • отсутствие необходимости в составлении учредительных документов;
  • прямой доступ к заработанным деньгам без дополнительной налоговой нагрузки;
  • можно применять ПСН;
  • не обязательно арендовать офис;
  • не обязательно вести бухгалтерский учёт;
  • можно работать с минимальным количеством или даже полным отсутствием отчётности.

Но, конечно, и свои минусы вариант работы в качестве индивидуального предпринимателя тоже имеет:

  • личная ответственность лица, зарегистрировавшего ИП, по долгам его бизнеса;
  • запрет на некоторые виды деятельности;
  • сложно привлекать инвесторов и «упаковывать» бизнес для продажи;
  • нужно платить страховые взносы даже при отсутствии деятельности;
  • нельзя выбирать регион регистрации

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Данная форма организации является самой популярной на территории России. Относительно несложная процедура регистрации, доступность всех видов деятельности, а также возможность привлечения к бизнесу соучредителей – все это можно назвать очевидными преимуществами выбора общества с ограниченной ответственности.

Также к плюсам ООО можно добавить:

  • ООО проще привлекать инвестиции, чем ИП;
  • участники не отвечают по долгам ООО, а ООО не отвечает по долгам участников (хоть в случае банкротства это правило и не работает);
  • можно продать бизнес как цельное предприятие;
  • можно выбрать регион регистрации с более выгодным режимом налогообложения;
  • нет деятельности – нет налогов и взносов (отчетность, конечно, сдавать все равно необходимо).

При это, как всегда, есть и недостатки:

  • процесс регистрации сложнее, чем у ИП;
  • прибыль компании может стать личным капиталом владельца только с дополнительной налоговой нагрузкой;
  • обязательно вести бухгалтерский и налоговый учёт и сдавать полную отчётность даже при отсутствии деятельности;
  • невозможно применять некоторые льготные режимы налогообложения;
  • сложная и долгая процедура ликвидации;
  • невозможно законно ликвидироваться, не погасив задолженность перед государством или кредиторами.

Подробнее о различиях между ООО и ИП мы рассказывали в нашей статье.

Выбор системы налогообложения

Вы определились с выбором организационно-правовой формы, теперь следует выбрать систему налогообложения.

Если мы говорим о самозанятом, вопрос о таком выборе не стоит. Самозанятые платят только налог на профессиональный доход.

Для ИП и ООО доступен более широкий выбор:

  • Общий режим налогообложения. 
  • Упрощенная система налогообложения (УСН), которая делится на 2 варианта: «Доходы» (6%) и «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (15%). Процентная ставка может различаться в различных регионах. 
  • Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) в свою очередь также делится на: «Доходы» (8%) и «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (20%).
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  • Патент (только для ИП).

Подробнее о системах налогообложения, о том, как выбрать подходящую именно вам, мы рассказывали в другой нашей статье.

Подготовка пакета документов для регистрации

Если вы поняли, что для вашего дела достаточно быть самозанятым – никакой пакет документов готовить не нужно, регистрация очень проста, о ней мы рассказывали ранее.

Если же вы пришли к выводу, что вам необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, тогда придется уже подготовить минимальный комплект документов:

  • заявление по форме Р21001;
  • копия паспорта;
  • уведомление о переходе на специальный налоговый режим (если требуется);
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 800 руб. (если документы подаются в налоговую на бумаге).

Для регистрации ООО потребуется более расширенный перечень:

  • заявление по форме Р11001;
  • решение или протокол о создании ООО;
  • утвержденный устав (если ООО не будет действовать на основании типового устава);
  • документы, подтверждающие право на использование помещения, адрес которого указан в заявлении в качестве адреса нахождения ООО;
  • уведомление о переходе на специальный режим налогообложения (если необходимо);
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 4 000 руб. (если документы подаются в налоговую на бумажном носителе).

Если учредителей в ООО два и более между ними заключается Договор об учреждении ООО, но этот документ на регистрацию подавать не требуется.

Регистрация бизнеса

Где зарегистрировать бизнес, и что для этого нужно? Сегодня существует очень много вариантов подачи документов, вот самые популярные:

  • Онлайн через специальный сервис на сайте ФНС или соответствующий сервис банка. Это оптимальный вариант для того, чтобы зарегистрировать бизнес бесплатно. Хитрость в том, что в данном случае документы подаются на регистрацию в электронном виде, подписанные личной ЭЦП заявителя. Учредитель может воспользоваться уже имеющейся подписью, если таковая есть, либо оформить новую бесплатную.
  • Подать документы лично в налоговую или через МФЦ. При работе с МФЦ может потребоваться оплата государственной пошлины (этот вопрос нужно уточнять у конкретного центра). Если МФЦ взаимодействует с налоговой службой в электронном формате, оплата пошлины не требуется. При подаче документов лично в налоговую на бумаге обязательно потребуется оплачивать пошлину.
  • Подать документы через нотариуса. Если документы не подаются на регистрацию лично заявителями (на бумаге или в электронном виде по ЭЦП), их подписи в заявлении на регистрацию должны быть удостоверены нотариусом. В таком случае по закону комплект в регистрирующий орган должен быть передан в электронном виде нотариусом, который подписи заверял. Пошлина при таком варианте подачи не уплачивается.

Важно понимать, что при любом варианте подачи документы нужно подготовить. Сделать это можно в рамках сервиса, с помощью которого они подаются, можно найти образцы в интернете. Также, конечно, вы всегда можете обратиться к профессионалам, которые не только подготовят все необходимые бумаги, но и проконсультируют по мелким нюансам их содержания. В таком случае вы сможете не просто использовать шаблон, а составить документы, которые подходят именно вам. 

Документы о регистрации бизнеса (ИП и ООО) приходят на электронную почту заявителя, указанную в заявлении о регистрации в виде электронного контейнера. Он представляет собой ZIP архив, содержащий пары: документ плюс файл подписи сотрудника налоговой. Такой электронный контейнер законом приравнен к оригиналу документа, полученному на бумаге, их принимают банки, нотариусы и некоторые контрагенты.

Важно учитывать, что сертификат подписи сотрудника налоговой, подписавшего документы, имеет свой срок действия. Когда этот срок истечет, банки и нотариусы, скорее всего, откажутся принимать контейнер. Они не смогут проверить подлинность подписи сотрудника налоговой, несмотря на то что на момент подписания документа она действовала. Чтобы избежать сложностей в будущем, рекомендуем после получения электронных документов обращаться к нотариусу для удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу. Нотариус распечатает каждый документ из контейнера и выдаст его за своей подписью.

Персональная печать

ИП имеют право вообще не использовать печать.

ООО может не использовать печать в работе, если это предусмотрено уставом. Однако, наш опыт говорит, что проще иметь печать, чем каждый раз объяснять, почему ее нет и не должно быть в вашем случае.

Сама печать стоит не очень дорого, а ее изготовление занимает 1-2 дня.

Отметим, что, обращаясь в Гестион за услугой по регистрации ООО вы получаете в подарок персональную печать на автоматической оснастке, макет которой будет согласован с вами.

Открытие расчетного счета для бизнеса

Для работы и ООО, и ИП нужен расчетный счет в банке. 

Часто ИП не хотят открывать отдельный дополнительный счет для бизнеса, так как его обслуживание дороже счета для физического лица. Но не рекомендуем экономить в данном вопросе, так как использование личного счета в целях бизнеса может привести к негативным последствиям со стороны налоговой, а также – отказу от работы с вами некоторых контрагентов.

Лучше выбрать банк и тариф, которые вам подойдут. Гестион сотрудничает с ведущими российскими банками, мы организуем для вас консультацию менеджера банка по услугам и тарифам банка-партнера, а также открытие счета с минимальными затратами ваших времени и сил.

Решение вопроса с бухгалтерией

ИП хоть и освобожден от ведения бухгалтерского учета, ему необходимо вовремя платить налоги и взносы, а также сдавать налоговые декларации. Если у ИП появляются наемные сотрудники, бухгалтерских вопросов становится еще больше.

ООО же вообще не может работать, не наладив бухгалтерский и налоговый учет. Незнание основных нюансов данных процессов может привести к наложению штрафных санкций и блокировке расчетного счета. 

Часто на начальном этапе совершенно не выгодно брать на работу бухгалтера, а сотрудничество с частником-фрилансером может быть нестабильным.

Компания Гестион не только оказывает услуги по регистрации бизнеса, но и предоставляет услуги по бухгалтерскому обслуживанию: от подготовки и сдачи ежеквартальной нулевой отчетности до полного ежемесячного абонентского сопровождения.

Кроме того, обращаясь за услугами нашей Компании при регистрации вашего бизнеса, вы получаете скидку на бухгалтерские услуги на сумму, потраченную вами на услуги по регистрации. Таким образом, регистрация ИП или ООО будет для вас бесплатной.

Оцените эту страницу!
[Всего: 5 Средний: 5]

Смотрите также:

ИП на УСН изменения в 2024 году

ИП на УСН изменения в 2024 году

Упрощённая система налогообложения применяется большинством ИП. В статье рассмотрены важные изменения в законодательстве, имеющие прямое отношение к плательщикам этого налогового

Подробнее ➔

Поделиться

VK
Skype
WhatsApp
Telegram
Email
Print

Остались вопросы по услугам?

Отправьте свои контактные данные. Менеджеры свяжутся с вами при первой возможности и проконсультируют об услугах, которые могут быть полезными в Вашей, возможно, уникальной ситуации. Мы очень внимательно относимся к каждому клиенту и приложим все усилия, чтобы решить проблему. Также Вы можете позвонить на бесплатную линию по номеру 8-800-555-83-25 и задать интересующий вопрос.

Не обязательно

Получайте регулярную рассылку публикаций и новостей от компании «Гестион»

Отправляя эту форму, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Рейтинги и достижения

Рейтинг RAEX Гестион
Право ру рейтинг Гестион
Коммерсант рейтинг Гестион
Деловой Петербург рейтинг
White square journal рейтинг Гестион
BUHRaiting Гестион
Прокрутить вверх

Заказать обратный звонок

Специалист ответит в рабочее время:
ПН-ЧТ: 10:00 - 19:00
ПТ: 10:00 - 18:00

Также Вы можете позвонить на бесплатную линию по номеру 8-800-555-83-25 и задать интересующий вопрос.