Изменения в законе о государственной регистрации юридических лиц

Произошедшие изменения в порядке регистрации юридических лиц, а также в корпоративном документообороте (№67-ФЗ от 30 марта 2015) значительно повлияли на бизнес, заставив многих предпринимателей в спешном порядке вносить необходимые коррективы.

Одной из отличительных особенностей в законе № 67-ФЗ является создание обеспечения в достоверности данных, которые предоставляются при регистрации каких-либо компаний. Это значит, что регистрирующие органы будут наделены новыми полномочиями для проверки предоставленных документов, как ожидающих внесения в реестр ЕГРЮЛ, так и уже имеющихся там сведений. Помимо этого, законодатель предусмотрел максимальные методы борьбы с сомнительными однодневными фирмами, расширив уголовную ответственность не только за нелегальные схемы с номиналами, но и за реализацию продаж этих фирм, включая ограничение прав собственников и руководства компаний, которые были исключены из реестра в связи с наличием долгов.

Рассмотрим детально введенные новшества и постараемся разобрать появившиеся вопросы в данной сфере.

Новшества в полномочиях регистрирующего органа

С первого января 2016 года сотрудники регистрирующих органов будут иметь полное право проводить проверку точности сведений для включения в ЕГРЮЛ или уже имеющейся там информации. Кроме адресата фирмы или компании недостоверными теперь могут признать и данные о руководителе, участниках и держателе реестра, касающегося акционеров юридического лица.

В случае появления сомнений в точности данных, представленных для регистрации, регистрирующий орган может приостановить регистрацию заявителя. Время регистрации в течение срока данного приостановления будет прерываться, а в указанный решением об этом приостановлении период заявитель обязан предоставить документацию, подтверждающую достоверность поданных им ранее сведений. При неисполнении этой рекомендации сотрудники могут отказать в регистрации изменений.

Проверяя сведения, которые уже находятся в ЕГРЮЛ, представители регистрирующего органа могут отправить уведомление о необходимости дать точные данные юридическому лицу, его участникам или руководителю в случае появления сомнений. Когда сведения остаются неподтвержденными в установленные сроки или по заявлению физического лица о неточности данных о нем в реестре ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вносит туда запись о недостоверности имеющихся данных.

Исходя из этого, с первого января 2016 года будет легализована практика включения в реестр ЕГРЮЛ так называемых «черных меток», подразумевающих недостоверность предоставленной информации. Ранее в данный реестр уже начинали вносить такие метки о неправильных адресатах.

Важно отметить, что при этом участникам компаний и их руководителям с таким неприятным атрибутом в реестре могут отказать в регистрации нового юридического лица на основании дополнения в закон о регистрации № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года. Кроме того, с наличием данных меток трудности при взаимодействии с контрагентами и репутационные потери просто неизбежны! Подробный механизм проверки точности данных будет расписан в содержании специального нормативно-правового акта ФНС РФ, над созданием которого уже работают специалисты.

Сложности в смене адреса

Также не обошлась без изменений и процедура по смене адреса компаний или фирм. С наступлением 2016 года ожидается существенное усложнение в этом плане. Смена адреса будет занимать значительное время, а проходить ее будут в два этапа. Изначально по месту нахождения действующей регистрации будет подаваться заявление в местный регистрирующий орган с просьбой внести сведения в ЕГРЮЛ о том, что было принято решение о смене адреса (вместе с приложением данного решения). После, по прохождению 20 дней с момента внесения записи об изменении адресата, по новому месту нахождению юридического лица необходимо подать второй пакет документации в местный орган регистрации. В их числе должны быть и документы, наглядно подтверждающие наличие фирмы или компании по указанному адресу (копия свидетельства о правах на собственность или договор аренды).

За указанные 20 дней могут проводиться дополнительные проверки переезжающего юридического лица. Это может быть проведение процедуры по подтверждению точности адреса по внутренним каналам, наличие долгов и так далее.

Прежний режим останется без изменений только для регистрации по домашнему адресу руководителя фирмы или компании, а также по месту нахождения или по домашнему адресу участника юридического лица с долей не меньше, чем 50 % от всего уставного капитала (без предварительного заявления в течение недели).

Ликвидация юридического лица

В закон о регистрации, а, в частности, в статью 20, также были внесены изменения, регулирующие процедуру государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

1. Лицо, выступающее в качестве заявителя в начале процесса ликвидации, изменилось. На сегодняшний день законодатель предписал в Законе о регистрации статье 20, что отправить сообщение о планируемой ликвидации в орган регистрации будет должно лицо, наделенное правом действий от юридического лица без доверенности.

Ранее, до наступления изменений из Закона № 67-ФЗ, сотрудники регистрирующих органов ссылались на пункт 1 статьи 62 ГК и двадцатую статью Закона о регистрации, в соответствии с которой нужно было сообщить о ликвидации компании или фирмы в регистрирующий орган. Все это служило основанием для решения о том, что в ходе первого этапа ликвидации участник сообщества должен выступать заявителем. Но, следует отметить, что возможность подачи документации через своего непосредственного представителя попросту отрицалась, из-за чего на практике возникало много проблем.

Аналогично решились и сложности с заявителем на втором ликвидационном этапе. Теперь, при назначении ликвидатора в качестве заявителя выступает не участник юридического лица, а сам ликвидатор.

Вместе с этим, если единовременно разрешаются две задачи (процедура ликвидации, а также назначение ликвидатора), то подписать заявление по этим двум фактам может назначенный ликвидатор компании или фирмы. Однако если учитывать изложение пункта 4 статьи 62 ГК РФ, может возникнуть недопонимание, так как там описывается только лишь ликвидационная комиссия, без упоминания о ликвидаторе. На практике эти разночтения также иногда вызывают некоторые проблемы.

2. По публикациям о предстоящей ликвидации введены ограничения. Теперь, чтобы опубликовать сообщение о планируемой ликвидации, нужно заблаговременно уведомить о ликвидации регистрирующий орган (первый этап). Раньше же можно было сэкономить до двух недель времени, подав заранее документы в издание на публикацию с учетом его графика выхода.

3. Следует подать уведомление о составлении ликвидационного промежуточного баланса не ранее установленных сроков:

  • два месяца на предъявление кредиторских требований;
  • срок вступления судебного решения в законную силу по требованию заинтересованных лиц;
  • завершение налоговой проверки выездного типа, а также вступление в силу составленного акта по подведенным итогам (сотрудники территориальной налоговой инспекции должны сообщить регистрирующему органу об этом в течение пяти дней).

В недавнем прошлом ни налоговая проверка, ни разбирательство в суде не могли повлиять на процесс ликвидации, что было на руку некоторым ликвидируемым фирмам.

Однодневные фирмы: расширение уголовной ответственности

С момента публикации данного закона (31.03.2015) законодатель расширил и уголовную ответственность в случае использования подставного лица. В частности, изменения были внесены в статью 173.2 и 173.1 УК РФ. На данный момент, уголовная ответственность может грозить не только за преступные схемы с номиналами, но и за обнаружения этих данных в ЕГРЮЛ, то есть за сам факт внесения этих схем туда, включая и за предоставление такой документации в регистрирующий орган.

Стало значительно шире и само понятие подставного лица. Кроме тех лиц, информацию о которых внесли в реестр без их ведома или методом введения их в заблуждение, к подставным лицам теперь относят и руководителей, не «обладающих целью управления юридическим образованием». Получается так, что продажа любых готовых фирм или компаний, в том числе с последующей сменой учредителей и директора на не подставных лиц, абсолютно любые схемы «серой ликвидации» фирм и компаний даже без проблем и долгов являются уголовно наказуемыми.

Исключение из ЕГРЮЛ – помехи создания нового бизнеса

С первого января 2016 года Закон № 67-ФЗ предусматривает новый механизм по борьбе с бездействующими юридическими лицами. Например, если компания была исключена из ЕГРЮЛ как бездействующая (по правовым последствиям в новой редакции российского ГК это будет приравнено к ликвидации), однако при этом перед бюджетом имелся долг у компании, то участники этого юридического лица (если это образование ООО и доля их не меньше 50%), а также руководитель (для любых форм организаций) на протяжении трех лет не имеют права стать руководителями или участниками другого юридического лица.

Аналогичные меры, запрещающие регистрацию новых компаний, были введены и для участников и руководителей ООО при доле не меньше 50%, в отношении которых в реестре ЕГРЮЛ имеется запись о недостоверности отдельно взятых сведений.

Дополнительная информация

С наступлением 2016 года все возражения, касающиеся предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ, заинтересованные лица могут направить в регистрирующий орган. Однако точный механизм по уведомлению данных лиц об их документации, поданной на регистрацию согласно пункту 4 статьи 51 ГК РФ, на данный момент считается не определенным. Законодатель по новой редакции (Закон о регистрации) указал только возможность получения из регистрирующего органа соответствующего сообщения, на случай если у него появятся какие-нибудь сомнения в том, что поданные данные в ЕГРЮЛ являются достоверными.

Но в связи с тем, что данные сомнения могут и не появиться, описанная выше возможность может и не помочь в противодействии рейдерам и иным недобросовестным личностям.

Оцените эту страницу!
[Всего: 0 Средний: 0]

Смотрите также:

ИП на УСН изменения в 2024 году

ИП на УСН изменения в 2024 году

Упрощённая система налогообложения применяется большинством ИП. В статье рассмотрены важные изменения в законодательстве, имеющие прямое отношение к плательщикам этого налогового

Подробнее ➔

Поделиться

VK
Skype
WhatsApp
Telegram
Email
Print

Остались вопросы по услугам?

Отправьте свои контактные данные. Менеджеры свяжутся с вами при первой возможности и проконсультируют об услугах, которые могут быть полезными в Вашей, возможно, уникальной ситуации. Мы очень внимательно относимся к каждому клиенту и приложим все усилия, чтобы решить проблему. Также Вы можете позвонить на бесплатную линию по номеру 8-800-555-83-25 и задать интересующий вопрос.

Не обязательно

Получайте регулярную рассылку публикаций и новостей от компании «Гестион»

Отправляя эту форму, вы даёте своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Рейтинги и достижения

Рейтинг RAEX Гестион
Право ру рейтинг Гестион
Коммерсант рейтинг Гестион
Деловой Петербург рейтинг
White square journal рейтинг Гестион
BUHRaiting Гестион
Прокрутить вверх

Заказать обратный звонок

Специалист ответит в рабочее время:
ПН-ЧТ: 10:00 - 19:00
ПТ: 10:00 - 18:00

Также Вы можете позвонить на бесплатную линию по номеру 8-800-555-83-25 и задать интересующий вопрос.