Заказать звонок Написать письмо
Улица 1905 года 8 (495) 287-60-01
Невский проспект 8 (812) 612-00-71

Как открыть филиал

Как открыть филиал

21.05.2018

Регистрация филиалов вызывает определенные проблемы не только у начинающих предпринимателей, но и у компаний, которые долгое время работают на российском рынке. Наша новая статья расскажет читателям о том, как юрлицу открыть обособленное подразделение и какие трудности оно может встретить на этом пути.

Причины для открытия филиала

Для начала компания (точнее ее руководство и учредители) должна определить - нужен ли вообще филиал? Как правило, организация открывает его для расширения рынка сбыта продукции (либо услуг), или для соответствия каким-нибудь внешним требованиям. Например, некоторые крупные корпорации, проводя закупки, требуют, чтобы потенциальный подрядчик имел в городах ее присутствия не просто представительства, а целые филиалы. Это, конечно, незаконное требование, но так бывает очень часто.

Решение о создании

Филиал создаётся собранием участников компании, либо единственным собственником фирмы единолично. Как гласит ст.5 Закона 14-ФЗ, подобное решение принимается не менее, чем 2/3 от общего количества голосов владельцев юрлица. Причем норма даже дополнительно уточняет, что Устав может предусматривать необходимость и большего числа для открытия представительства или филиала. То есть цифра в 2/3 - это вообще минимум, который предусмотрен законом.

Волеизъявление участников компании, направленное на образование филиала, фиксируется протоколом собрания или решением единственного владельца. В протоколе (решении) отражается наименование филиала, его адрес. Кроме того, участники (участник) обязаны утвердить положение о новом обособленном подразделении, а также назначить лицо, ответственное за подачу документов в регистрирующий орган - то есть в ИФНС.

Нелишним будет подготовить и приказ о создании нового подразделения, его издает руководитель компании.

Стоит также отметить, что ГК РФ и закон об ООО больше не требуют изменять Устав при создании филиала. Достаточно только внести сведения в ЕГРЮЛ. Однако, как мы увидим ниже, на этом пути есть свои сложности.

Кроме того, имеется еще один момент, на который надо обратить внимание. Как правило, вопрос об открытии подразделения обсуждается собственниками заранее, а само собрание только формально закрепляет уже принятое решение. Однако бывают и исключения, когда создание нового филиала происходит на фоне ожесточенного противодействия части владельцев компании.

Подобная ситуация возникает при корпоративных спорах. Они, в свою очередь, разрешаются только в арбитражных судах. (Постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу №А60- 38046/2015 от 04.05.2016 года).

Поэтому мы настоятельно рекомендуем собственникам вначале исключить все противоречия между ними и только потом проводить структурные изменения. Иначе есть высокая вероятность погрязнуть в судебных тяжбах.

Правовой статус филиала

Филиал не является юрлицом, поэтому он выступает только от имени создавшего его общества. Последнее, в свою очередь, несёт полную ответственность за его действия. Однако данные о таком подразделении обязательно вносятся в ЕГРЮЛ.

Филиал наделяется имуществом фирмы и даже может открывать счета в кредитных организациях, а также иметь свои печати и бланки. Как обособленное подразделение, он функционирует на основании Положения. Этот документ содержит сведения о наименовании и адресе филиала, о целях и предмете его деятельности, о порядке назначения руководителя. Кроме того, Положение включает в себя разделы о финансово-хозяйственной деятельности, об имуществе, о порядке управления, о персонале и о бухгалтерском учете филиала. Ну, и наконец, в нём указывается порядок ликвидации этого обособленного подразделения.

Проблемы регистрации филиалов

Как мы уже указали выше, сегодня законодательство разрешает открывать филиалы и не указывать сведения о них в учредительном документе. Достаточно только внести изменения в ЕГРЮЛ. Однако здесь есть некоторые нюансы. Дело в том, что ФНС РФ до сих пор не изменило форму Р14001, а она как раз и предусматривает внесение данных в ЕГРЮЛ.

Далее, лист заявления содержит только три основания для внесения сведений о филиале: если он открыт до 01.01.2004 года, если в Уставе содержатся данные о наименовании и адресе подразделения, а в ЕГРЮЛ только об его адресе, и, наконец, при смене адреса филиала. Такой причины, как открытие нового подразделения, форма Р14001 вообще не знает. С другой стороны, внесение сведений об открытии обособленном подразделения предусматривает форма Р13001. Но она сопряжена с изменением Устава, а, следовательно, еще и с оплатой госпошлины.

Учитывая противоречивость ситуации, ФНС неоднократно выступала с разъяснениями о том, что вносить сведения о новом подразделении в ЕГРЮЛ можно, как с помощью заявления Р13001, так и с помощью Р14001. При этом, чиновники довольно подробно объяснили порядок заполнения Р13001, но совершенно проигнорировали Р14001.

Правда есть еще вариант - оформление Р13002, однако сегодня эта форма почти не применяется для открытия филиалов. Да и сама налоговая служба вообще не упоминают её в своих разъяснениях.

Поэтому в регионах России сложилась парадоксальная практика. В одних субъектах инспекции требуют предоставления формы Р13001. При этом Устав подается уже в новой редакции и без указания филиалов. В других регионах ИФНС разрешает оформлять заявление Р14001 и не заполнять раздел 2, содержащий причину внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Порядок регистрации филиала

На первом этапе следует достичь консенсуса относительно самого создания обособленного подразделения. Когда между владельцами есть споры по этому вопросу, то их следует разрешить, иначе данную проблему придется закрывать в арбитражном суде.

Если же все участники юрлица согласны с открытием филиала, то их решение оформляется протоколом. Наряду с протоколом (или решением) необходимо подготовить положение о новом подразделении. При этом хочется предостеречь собственников - не используйте «типовые» положения из интернета. Очень часто они содержат грубейшие ошибки и совершенно не учитывают специфику вашей компании. Лучше сами разработайте данный документ или обратитесь за помощью к профессиональным юристам.

Подготовив локальные нормативные акты, можно приступать к заполнению заявлений в ИФНС. Однако, учитывая сложности с выбором формы (о них мы писали чуть выше) заявителю следует предварительно проконсультироваться в ИФНС, либо с юристами, которые оказывают услуги по регистрации изменений в ЕГРЮЛ. Они точно знают о сложившейся в регионе практике по данному вопросу и смогут вам помочь.

Заявления по форме Р13001 и Р14001 заполняются в соответствии с приказом ФНС РФ № № ММВ-7-6/25@. Порядок оформления документов в нем описан довольно подробно, вплоть до вида шрифта и его размера.

Окончив заполнение обязательных форм, следует решить вопрос с госпошлиной. Если фирма вносит сведения только в ЕГРЮЛ по Р14001, то пошлину платить не надо. А вот, когда информация о филиале фиксируется в Уставе и при этом используется форма Р13001, то пошлину придется оплатить. Легче всего это сделать на сайте ФНС РФ по адресу https://service.nalog.ru/gp2.do. Сумма госпошлины составит 800 рублей.

Следующая стадия - это посещение нотариуса. Однако прежде чем идти в нотариальную контору, следует внимательно проверить все документы. Ведь, как правило, нотариусы не консультируют клиентов в подобных случаях - они просто заверяют документы. И если в них допущены какие-либо ошибки, то ИФНС не внесет изменения в реестр, а заявитель потеряет деньги, потраченные на нотариальные услуги.

Нотариус удостоверяет заявление по форме 14001 (или 13001). Кроме того, если собственники подготовили новый Устав (или лист изменений к нему), то эти документы также подлежат нотариальному удостоверению. Ну и наконец, когда участники так и не прописали в действующем учредительном документе порядок подтверждения решения общего собрания, либо указали на его нотариальную форму, то придется заверить еще и протокол. Впрочем, многие фирмы делают эту процедуру уже на этапе проведения собрания, приглашая нотариуса на заседание.

Далее заявитель лично относит готовый пакет документов в ИФНС, либо в МФЦ. В некоторых статьях и комментариях в интернете встречаются утверждения, что заявление сдаётся в регистрирующий орган по месту нахождения филиала - это грубейшая ошибка. Закон 129-ФЗ (п.5. ст.5) четко говорит, что документы сдаются по месту нахождения самого юрлица. Более того, новое подразделение не надо ставить и на налоговый учет. Это сделают сами ИФНС в порядке внутриведомственного взаимодействия на основании записи в ЕГРЮЛ.

Ну и наконец, дополнительно отметим, что заявитель может отправить все бумаги на регистрацию, не выходя из офиса через сайт Госуслуг. Правда для этого необходимо наличие ЭЦП. Впрочем, получить её в наше время довольно просто.

Краткие выводы

Итак, как мы можем видеть, процедура регистрации филиала, по идее, не должна вызывать особых затруднений. Закон и нормативные акты ФНС достаточно подробно описывают алгоритм действий. Однако чудовищная нерасторопность того же центрального аппарата ФНС РФ, который до сих пор не привел свои приказы в соответствии с требованиями закона, может вызвать серьезные трудности. В результате люди вынуждены действовать по наитию или обращаться за консультацией в территориальные ИФНС.

В этой ситуации мы рекомендуем читателям обращаться за помощью к профессиональным юристам-регистраторам. Они отлично знают позицию фискальных органов по этому вопросу в вашем субъекте РФ и смогут без проблем помочь в открытии нового филиала.

Теги: регистрация фирм, филиалы и представительства

Возврат к списку

Оставьте Ваше сообщение:

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
 
Выберите офис для обращения*
Имя*
Е-mail*
Телефон (не обязательно)
Ваше сообщение*
Защита от спама, отметьте пункт ниже:*

* - Поля, обязательные для заполнения