Заказать звонок Написать письмо
Улица 1905 года 8 (495) 287-60-01
Невский проспект 8 (812) 612-00-71

Проблема возмещения НДС при списании товара, ввезенного на таможенную территорию России: мнения Минфина и арбитражных судов РФ

12.10.2016

Санкции, введенные западными странами против России, еще не означают, что у нас прекратилась внешнеэкономическая деятельность. Международный товарооборот растет и вопросы налогообложения в этой сфере по прежнему волнуют субъектов хозяйственной деятельности.

В сентябре 2016 года один из импортеров обратился с вопросом в Минфин РФ. Ситуация заключалась в следующем. Компания импортировала на таможенную территорию России стиральные машинки. При пересечении границы, декларант оформил товар и уплатил таможенные пошлины, в том числе и НДС.

Далее логистическая компания отправила машины по месту назначения. Однако в пункте доставки выяснилось, что в результате небрежной транспортировки упаковка товаров была нарушена, а стиральные машины получили значительные повреждения. Далее, приемка выяснила, что товар не подлежит реализации. Импортер был вынужден зафиксировать существенные убытки.

В дальнейшем собственник груза попытался оформить вычет НДС по данной партии товара. Однако ИФНС отказала ему в этом. Тогда компания обратилась за разъяснением в Минфин РФ.

В этой ситуации чиновники министерства финансов встали на сторону ИФНС. В своем письме они указали, что Налоговый Кодекс действительно предусматривает вычет по НДС за товары и услуги, ввезенные на территорию РФ и выпущенные для потребления после всех таможенных процедур. [1] Однако, в тоже время, НК РФ говорит о том, что вычет производится по правилам, установленным статьей 172, на основании документов подтверждающих уплату налоговых сумм.

Иными словами, Минфин ответил налогоплательщику, что раз он не станет продавать стиральные машины и получать за них деньги, то соответственно не будет оформлять и счет-фактуры. Следовательно, импортер не имеет права на налоговый вычет [2].

Несмотря на отрицательный вывод Минфина, арбитражная практика придерживается другого мнения. Так, компания ООО «Роял-Фреш» ввезла в Россию овощи и фрукты. Оформила товар в таможне, заплатила пошлины, а также НДС. А потом выяснилось, что часть товара испортилась и не подлежит реализации. Типичная, в принципе, ситуация для оптовиков торгующих продуктами.

В этом случае, фискальные органы также отказались возмещать НДС и даже попытались восстановить принятые к вычету суммы. Однако арбитражный суд отменил решение ИФНС и встал на сторону налогоплательщика. Мотивируя свое мнение, судьи указали, что сама по себе продажа в России купленного за рубежом товара не является обязательным условием для применения налоговых вычетов. И то, что компания не продала, а списала испорченный товар, роли не играет. У «налоговиков» просто не было оснований отказывать импортеру в возмещении сумм налога, уплаченного на таможне [3].

Таким образом, при возникновении подобных ситуаций, несмотря на негативное мнение Минфина РФ, импортеры могут попытаться отстоять свою точку зрения в арбитраже. А наши специалисты помогут им в этом.



[1] Ст.171 НК РФ

[2] Письмо Минфина России № 07-03-08/51648 от 05.09.2016 года.

[3] Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А32-12667/2015 от 07.08.2015 года.

Теги: арбитражные споры, Таможенное право

Возврат к списку

Оставьте Ваше сообщение:

Заполните форму обратной связи и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

 
Выберите офис для обращения:*
Имя*
Е-mail*
Телефон (не обязательно)
Ваше сообщение*
Защита от спама, отметьте пункт ниже:*
 

* - Поля, обязательные для заполнения