Написать письмо Заказать звонок
Улица 1905 года 8 (495) 287-60-01
Невский проспект 8 (812) 612-00-71

Права и обязанности налогоплательщика при запросах со стороны налоговых органов

14.10.2014

На сегодняшний день сотрудники Федеральной налоговой обладают довольно широкими полномочиями касательно истребования документов у субъектов хозяйствования. Однако не в каждой ситуации запрос должностного лица может быть удовлетворен в полной мере, а порой такие требования и вовсе составлены с нарушениями действующего законодательства. Ниже мы рассмотрим права и обязанности плательщиков и инспекторов Федеральной налоговой службы, связанные с требованиями о предоставлении документов бухгалтерского учета, проанализируем их практическую реализацию и укажем порядок действий субъекта хозяйствования, который позволит обезопасить себя от незаконных действий контролирующих органов.

Основания для истребования документов у плательщика

Федеральным законом №137-ФЗ от 27.07.2006 были внесены значительные редакции в статью 93 Налогового кодекса РФ, а также добавлена статья 93.1 – именно в данном разделе кодекса и установлены основные требования к действиям плательщиков и должностных лиц, а также указаны права и обязанности сторон при составлении запросов на предоставление документов и информации.

Основные принципы истребования документов у плательщика при камеральной или выездной проверке его деятельности

- В рамках осуществления контрольных мероприятий должностные лица Федеральной налоговой службы вправе требовать у субъекта хозяйствования предоставления всех необходимых для проведения проверки документов. Детальный анализ судебной практики позволяет с уверенностью утверждать, что документы, на которые заявляют требование должностные лица, должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки. Таким образом, неправомерным будет истребование у юридического лица, например, товарных и товарно-транспортных накладных, договоров и актов сверки взаимных расчетов при проверке транспортного или земельного налога, НДФЛ или налога на имущество организаций (постановление ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

- Истребование документов производится на основании официального требования о предоставлении документов, форма и порядок выставления которого указаны в приказе ФНС России № ММ-3-06/338 от 31.05.2007. Так, требование должно вручаться непосредственно руководителю или законному представителю юридического лица или же физическому лицу или его уполномоченному руководителю под расписку. При невозможности личного вручения запроса оно отправляется заказным письмом – датой вручения в таком случае считается шестой день с даты отправки.

Требование о предоставлении документов должно иметь следующие обязательные реквизиты:

  • Наименования документов, их реквизиты и иные индивидуализирующие признаки, а также указание периода, к которому они относятся.
  • Полное и краткое наименования организации (ее филиала), а также ИНН/КПП.
  • Уточнение, при проведении какого контрольного мероприятия возникла необходимость в истребовании указанных документов.

Следует отметить, что при возникновении судебных споров касательно законности действий должностного лица оцениваются следующие факторы:

  • Имеются ли неоспоримые доказательства наличия указанных документов у плательщика.
  • Действительно ли возникла необходимость их предоставления.
  • Имело ли место непредставление документов в установленные законодательством сроки.
  • Какое количество документов не было представлено.

- Документы передаются должностным лицам ФНС лично или через представителя, могут быть направлены почтой на бумажном носителе или в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи.

Документы на бумажном носителе предоставляются в виде заверенных копий, при этом должностное лицо не вправе требовать их нотариального удостоверения (если иное не предусмотрено законодательством). Плательщик не обязан также предоставлять оригиналы документов, но должностные лица вправе потребовать их для ознакомления и сверки.

- Срок предоставления документов по запросу ФНС при проведении налоговой проверки – 10 рабочих дней (20 дней при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

- В ситуации, когда срок, указанный в требовании должностного лица ФНС является слишком коротким, плательщик обязан в течение суток уведомить налоговый орган о невозможности исполнения требования с указанием причин и новых сроков. Объективная невозможность представления документов в установленный налоговым инспектором срок освобождает от налоговой ответственности.

- В ситуации, когда плательщик, проходящий налоговую проверку, отказывается от представления документов, поименованных в запросе, его привлекают к ответственности согласно статьи 126 Налогового кодекса РФ. Сотрудники ФНС при этом выносят постановление о принудительной выемке документов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Размер штрафа, который предполагается к взысканию в суде, инспекция ФНС должна обосновать в расчете штрафа, приложенном к материалам дела. Таким образом, в течение 6 месяцев с момента непредставления субъектом хозяйствования документов по запросу должностного лица, инспекция ФНС представляет в суд следующие документы:

  • Неисполненное требование о представлении документов, где указано их количество.
  • Данные, по которым было определено, сколько документов не представил плательщик.
  • Детализированный расчет суммы штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Отсутствие какого-либо из указанных документов минимизирует вероятность штрафных санкций. Неправомерным привлечение к ответственности признается и в том случае, если у плательщика не имелось реальной возможности представления документов. Объективной помехой исполнения требований должностного лица может стать множество причин: аварии и чрезвычайные происшествия, в ходе которых документы пришли в негодность, противоправные и приступные действия третьих лиц и т.д. Освобождает от ответственности и полное неведение отдельных документов.

Если сотрудники ФНС требуют документы о вашем контрагенте

Статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2007 года регулируется истребование у третьих лиц информации о конкретных сделках с тем или иным плательщиком. Ранее указание на право должностных лиц ФНС составлять запросы о деятельности плательщика содержалось в статье 87 Налогового кодекса, при этом данные действия, проводимые в рамках камерального и выездного контроля, носили название встречных проверок. Ныне фактически терминология не упразднена, и встречная проверка является одним из наиболее распространенных способов контроля плательщика посредством взаимодействия с третьими лицами. Ее целями являются:

  • Подтверждение фактического существования контрагента и совершения оформленных с ним операций.
  • Анализ сведений по каждой из хозяйственных операций по данным обеих сторон сделки.

Существующая на сегодняшний день судебная практика показывает наличие множества спорных моментов, касающихся требований должностных лиц на предоставление документов или информации по хозяйственным операциям, однако существует несколько основных тезисов, которые следуют из содержания статьи 93.1 Налогового кодекса и судебной практики оспаривания действий должностных лиц:

- Имеют ли право должностные лица требовать любую информацию по контрагенту? Практика последних лет однозначно говорит, что в запросе могут быть указаны лишь те документы, которые имеют отношения к тематике проверки контрагента (постановление ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

- Какие именно документы могут потребовать сотрудники ФНС? В современном законодательстве не установлено четких перечней тех документов, которые вправе требовать должностные лица налоговой службы. Однако судебная практика показывает, что не могут быть истребованы те документы, которые предназначены исключительно для систематизации и накопления данных, то есть карточки счетов, регистры, книги покупок, продаж и т.п. Аргументом в пользу некорректности их истребования служит то, что данные реестры фактически не являются документом, подтверждающим факт совершения тех или иных хозяйственных операций и не могут служить основанием для расчета и уплаты налогов в бюджет (постановление ФАС ВСО от 13 августа 2013 г. № Ф02-3644/13 по делу № А10-2526/2012).

- Как должно оформляться требование на представление документов? Начнем с того¸ что запрос должностных лиц ФНС о предоставлении информации и документов по сделкам с контрагентом должен иметь следующие обязательные данные:

  • Полное наименование проверяемого плательщика.
  • Полный перечень необходимых документов.
  • Признаки, позволяющие идентифицировать сделки (стороны, предмет сделок, период совершения и иное).

При ошибках в заполнении указанных выше сведений запрос может быть оспорен в арбитражном суде, который с большой вероятностью станет на сторону плательщика, которому выставлялось требование.

- Как исчисляется срок предоставления документов, указанных в требовании, в частности при направлении требования по почте? Пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ установлен пятидневный срок предоставления информации и документов по сделкам с контрагентом при запросе должностного лица ФНС. При направлении требования заказным письмом по почте плательщик признается получившим его по истечении 6 дней с даты направления (независимо от фактической даты получения), после чего начинается отсчет 5 дней, предусмотренных на оформление и предоставление документов в налоговый орган.

- Возможно ли повторное истребование документов и информации по сделкам с контрагентом? Нет, если в налоговый орган уже были предоставлены копии таких документов либо данный в электронном виде. Повторное истребование возможно только в том случае, если ранее на ознакомление сотрудникам ФНС предоставлялись оригиналы документов.

- Можно ли увеличить срок на предоставление документов? Да, письменно обратившись в налоговый орган с указанием причин и новых сроков. Стоит, однако, учитывать, что инспекция ФНС вправе не удовлетворить данное ходатайство, но даже в случае отказа суд может освободить плательщика от ответственности при наличии объективных обстоятельств, препятствующих предоставлению документов в пятидневный срок.

И еще несколько важных моментов, касающихся встречных проверок ФНС:

  • Запрос плательщику о предоставлении сведений и документов по сделкам с контрагентом вручает «своя» инспекция (в которой он состоит на учете), а не та, которая проводит проверку контрагента.
  • Налоговый орган вправе сделать плательщику запрос на предоставление документов, не совпадающих с периодом проверки контрагента, однако такие требования часто признаются произвольными (т.е. необязательными к выполнению) в судебном порядке.
  • Встречная проверка в отличие от других методов контроля может не оформляться актом или иным документом, так как ее цель заключается исключительно в получении информации и документов.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, представляющего собой анализ деклараций и документов, на основе которых исчисляют и уплачиваются в бюджет налоги (сборы), годовых форм отчетности, оценка достоверности сведений и выявление ошибок. Камеральные проверки имеют ряд особенностей:

  • Проводятся на территории налогового органа.
  • Изучаются непосредственно представленные плательщиком документы.
  • Не требуют вынесения решения ответственных лиц.
  • Результаты используются при планировании и проведении выездных проверок.

Порядок осуществления камерального контроля, а также права и обязанности участников проверки указаны в статьей 88 Налогового кодекса РФ. Срок проведения проверки – 3 месяца со дня подачи декларации в налоговый орган.

Права должностных лиц, осуществляющих камеральный контроль:

- требовать документы, подтверждающие права на льготы по налогам, правомерность применения вычетов по НДС при его возврате, правильность расчета и своевременность уплаты налога на использование природных ресурсов;

- брать с плательщика пояснения по тем или иным вопросам, имеющим отношения к камеральному контролю.

При прохождении камеральной проверки плательщик должен учитывать следующие нюансы:

  • Требование на предоставление документов выставляется в порядке, указанном выше, то есть только по вопросам, связанным с камеральным контролем, а также с соблюдением всех реквизитов (постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2006 г. по делу № Ф09-6207/05-С2). При отсутствии в требовании точного перечня документов запрос должностного лица признается некорректным, и плательщик освобождается от ответственности за непредставление данных.
  • Требование на представление дополнительной информации должно быть направлено не позднее 3-х месяцев с момента подачи декларации.
  • Устные требования инспекторов ФНС о предоставлении документов плательщик выполнять не обязан (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2002 г. по делу № А21-3182/02-С1).
  • Непредставление документов, указанных в требовании, не дает права проведения выемки и осмотра помещений плательщика – подобная процедура возможна только в ходе выездной проверки.
  • В случае подачи уточненной декларации может проводиться дополнительная камеральная проверка.
  • Инспектор не имеет права составлять акт проверки по факту найденных нарушений, не получив объяснений плательщика.
  • Обязанность доказательства выявленных правонарушений лежит на должностных лицах – привлечение к ответственности возможно только при их бесспорности.

Теги: Налоговое право

Возврат к списку

Оставьте Ваше сообщение:

Заполните форму обратной связи и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

 
Выберите офис для обращения:*
Имя*
Е-mail*
Телефон
Ваше сообщение*
Защита от спама, отметьте пункт ниже:*
 

* - Поля, обязательные для заполнения